Как известно, двигательная деятельность лыжника осуществляется в естественных природных условиях-на лыжных трассах, проложенных на местности с различным по степени пересеченности рельефом. В настоящее время известно свыше 50 наиболее распространенных среди лыжников разной квалификации способов передвижения на лыжах, в числе которых разновидности классических и коньковых лыжных ходов, многочисленные переходы с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, поворотов, торможений (рис. 7). Выбор способа передвижения зависит прежде всего от многочисленных внешних природных факторов. Наиболее существенными для лыжников-гонщиков являются состояние снежного покрова, влияющее на условия скольжения, и параметры рельефа местности, по которой проложена лыжная трасса.
Условия скольжения и рельеф лыжных трасс изменяют структуру движений лыжника и ее важнейший показатель — скорость передвижения. При изменении состояния снежного покрова разница в скорости у одного и того же лыжника может достигать 20% и более. Так, на последних в XX столетии ЗОИ (Нагано, 1998 г.) из-за погодных условий средняя соревновательная скорость на дистанции 5 км классическим стилем олимпийской чемпионки, Героя России Ларисы Лазутиной оказалась почти на 13% ниже скорости, с которой россиянка Ольга Данилова выиграла золотую медаль на дистанции, длина которой в три раза больше — 15 км, при том же классическом стиле (результаты победителей и скорость: 5 км — 17.37,9 и 4,72 м/с; 15 км -46.55,4 и 5,32 м/с). А рельеф лыжных трасс внес такое же искажение в зависимость «скорость — время» в результаты соревнований мужчин свободным стилем, когда скорость победителя в марафоне норвежца Бьерна Дали была выше, чем у его соотечественника Томаса Альшгорда, поднявшегося на высшую ступеньку олимпийского пьедестала за победу на дистанции 15 км (результаты и скорость олимпийских чемпионов: 50 км — 2:05.08,2 и 6,65 м/с; 15 км — 39.13,7 и 6,37 м/с).
Условия скольжения охватывают два основных понятия: 1) качество скольжения лыж по снегу во время движения; 2) качество сцепления лыжи со снегом в классических ходах, когда при выполнении отталкивания ногой лыжа должна остановиться.
При скольжении лыжи по снегу возникает сила трения скольжения (динамическая сила трения), которая замедляет скольжение и тормозит продвижение лыжника. Поэтому необходимо принимать меры к снижению силы трения скольжения путем повышения качества скользящего покрытия лыжи и использования соответствующих лыжных мазей и парафинов. Сила трения сцепления (статическая сила трения) обеспечивает остановку лыжи и дает возможность произвести отталкивание стоящей лыжей, что является обязательным условием полноценного толчка ногой в классических ходах.