Специфические принципы физического воспитания

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

Принцип непрерывности в физическом воспитании основывается на следу­ющих основных положениях:

1.   Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания оп­ределяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении об­разовательных задач физического воспитания.

Воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости (координа­ционных способностей), гибкости требует строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физичес­кого качества происходит в результате адаптационных функциональ­ных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются более высокие, чем те, к кото­рым организм привык.

2.    Второе положение принципа непрерывности обязывает специ­алистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения раз­рушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. Перерыв между занятиями должен быть минимальным, так как должен наслаиваться эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопление) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов отдыха, разделяющего занятия.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными ва­риантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых обес­печивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия. Суперкомпенсаторный отдых обеспечивает по­вышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определённых условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более зна­чительную, чем на предыдущем, нагрузку. Необходимо учитывать гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему заня­тий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрица­тельных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различ­ных систем организма нужны повторные нагрузки через строго опре­делённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха меж­ду нагрузками произойдёт реадаптация — возможность организма вер­нуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Системати­ческое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ре­сурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем приведет к перетренированности и более глубоким патологичес­ким явлениям. Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежу­ток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании фи­зических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться толь­ко оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоя­тельств в определённые моменты бывают полезными и ординарные, и укороченные «жёсткие» интервалы.

Таким образом, специфическим для реализации принципа систем­ного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании явля­ется построение чёткой системы и последовательности воздействий с учётом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:

—    рациональная повторность заданий;

—     рациональное чередование нагрузок и отдыха;

—     повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающетренирующих воздействий

Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат при­способительные (адаптационные) функциональные перестройки в орга­низме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величи­не (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспо­собился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособи­тельные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превы­шению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятель­ности организма человека. Например, у начинающих спортсменов при­рост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и околопредельных отягощениях.

В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и пре­дельные нагрузки во избежание перенапряжения систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опор­но-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная на­грузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы ор­ганов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требования­ми сравнительно легко и быстро, другие — наоборот. При этом функци­ональные перестройки протекают быстрее, морфологические — медлен­нее. Динамика повышения нагрузки должна согласовываться со степе­нью и с характером указанной гетерохронности приспособительных пе­рестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обуче­ния характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приёма, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быс­троты, гибкости и т.д.).

В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навы­ков. Следовательно, должно быть систематическое изменение и услож­нение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных на­выков указанным путём невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе- тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Из этого принципа вытекает два основных положения, в соответс­твии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:

1.  Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни.

2.  Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, актив­ного отношения к процессу физического совершенствования.

Принцип наглядности

Наглядность означает привлечение органов чувств человека в про­цессе познания. Наглядность включает 3 формы: зрительную, звуко­вую и двигательную.

Зрительная наглядность (показ движений в целом и по час­тям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофиль­мов и др.) содействует уточнению пространственных и пространствен­но-временных характеристик движений. Роль зрительной нагляднос­ти исключительно важна на начальных этапах овладения новыми дви­гательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совер­шенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей диф- ференцировки движений.

Звуковая наглядность ( в виде различных звуковых сигналов) имеет важное значение для уточнения временных и ритмических ха­рактеристик двигательных актов. Человек запоминает 15% информа­ции, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной. Если обе формы используются одновременно, он может воспринять 65% от со­держания этой информации.

Двигательная наглядность. Ее значение исключительно вели­ко, особенно при обучении новым сложным двигательным действиям. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она на­ряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

При реализации принципа доступности спортивному педагогу необ­ходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ­ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле­ние в освоении двигательных действий.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: