Реализация идей олимпийского образования в подготовке магистров по специальности «Олимпийский и профессиональный спорт»

Введение. Изменение социально-политической и экономической ситуации в Украине в начале 90-х годов, обусловленные распадом СССР и переходом Украины к новым рыночным отношениям, повлекли за собой девальвацию идеологических и морально-этических устоев общественной жизни, которые, прежде всего, затронули систему образования и воспитания подрастающего поколения. Анализ исторического развития человеческой цивилизации убедительно показывает, что воспитание гармонично развитой личности достигается комплексным проявлением в человеке совершенства физического и духовного. Такой подход соответствует современной концепции олимпизма и задачам олимпийского образования [1-3]. Сегодня Украина остро испытывает потребность в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта, которые призваны практически реализовывать идеи олимпийского образования среди широких слоев населения, особенно при работе с детьми, подростками и молодежью. Исходя из этого важной составляющей стратегии подготовки специалистов на образовательно-квалификационном уровне «магистр» является построение учебного процесса в логическом единстве с идеями олимпийского образования на качественно новом (по сравнению с базовым) уровне, что позволит эффективно решать полифункциональные современные задачи отрасли.

Цель — совершенствование организационно-методических основ подготовки магистров по специальности «олимпийский и профессиональный спорт» путем реализации идей олимпийского образования.

Методы: социологические; анализ, синтез и обобщение; сравнения и аналогии; статистики.

Результаты исследований и их обсуждение. В НУФВСУ ведется активный поиск средств и методов совершенствования магистерской подготовки. По инициативе ректора, профессора В. Н. Платонова создан центр магистерской подготовки, деятельность которого проводится в трех основных направлениях:                                                                                                                                       научном,

педагогическом и профессионально-практическом.

Одним из путей совершенствования организационно-методических основ подготовки специалистов олимпийского и профессионального спорта на образовательно-квалификационном уровне «магистр» является внедрение олимпийского образования с учетом функциональных обязанностей первичных должностей выпускников-магистров.

Перед тем как непосредственно перейти к рассмотрению механизма реализации олимпийского образования в магистерской подготовке, необходимо остановиться на определении содержания понятия «олимпийское образование». Сегодня под олимпийским образованием понимается не только процесс изучения и распространения знаний об олимпизме, но и рассмотрение его как комплексного явления, реализуемого в различных направлениях, а именно: олимпийское образование как общественное явление; как совокупность знаний, как учебная дисциплина; как процесс приобретения знаний, в том числе изучение соответствующей дисциплины; как состояние подготовленности; уровень знаний, умений и навыков; способность к реализации идей олимпизма [1-2]. Олимпийское образование как система знаний фундаментально разработано профессором В. Платоновым и профессором М. Булатовой. Оно рассматривается авторами на двух уровнях познания: эмпирическом и теоретическом. Реализуется же в двух основных направлениях: общеобразовательном и специально­образовательном, принципиально отличающихся не только по содержанию, но и по методологическим,                                                    организационным, материально-техническим                                         основам.

Общеобразовательное направление предусматривает распространение информации об олимпийском спорте и физическом воспитании детей, подростков и молодежи страны в духе мира и сотрудничества. В свою очередь, специально-образовательное направление обеспечивает подготовку специалистов сферы физической культуры и спорта физкультурно-спортивными учебными заведениями и специализированными факультетами университетов [1-2]. Активную позицию в реализации идей олимпизма в нашей стране занимают Национальный олимпийский комитет Украины (НОК Украины — президент С. Бубка), Олимпийская академия Украины (ОАУ — президент М. Булатова) и Украинский центр олимпийских исследований (УЦОИ — руководитель В. Платонов). Поэтому при разработке структуры магистерской подготовки нашего университета широко использованы результаты успешно реализованной совместной 10-летней программы олимпийского образования, выполненной ОАУ, УЦОИ, НОК и МОК.

Современная практика не предусматривает единого подхода в методологии реализации олимпийского образования, в том числе и в процессе подготовки специалистов [3]. В Украине, в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины (НУФВСУ) олимпийское образование реализуется во время лекционных и семинарских занятий на базовом уровне, и в процессе магистерской подготовки в ходе изучения следующих дисциплин: «Олимпийский спорт», «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте», «Теория и методика преподавания избранного вида спорта», а также целого ряда вспомогательных дисциплин. В программах учебных дисциплин «Олимпийский спорт» и «Организационные аспекты олимпийского и профессионального спорта» представлены комплексные модули, посвященные структуре и содержанию олимпийского образования. Указанный механизм практической реализации олимпийского образования способствует приобретению студентами и магистрантами современных олимпийских знаний, формированию умений и навыков для популяризации олимпизма и внедрения олимпийского образования среди широких слоев населения нашей страны.

Формирование знаний и навыков будущего магистра олимпийского и профессионального спорта осуществляется в процессе его подготовки по основным трем логически взаимосвязанным разделам: учебного, научно-исследовательского и стажировки. Структуру учебного раздела составляют два блока: специальных и профориентированных учебных дисциплин, в ходе преподавания которых приобретаются знания по олимпийскому образованию. Причем в отличие от базового уровня, для чтения лекций характерно не только проблемное изложение материала, но и отражение современных противоречий, путей их преодоления в обществе в целом, и спортивном движении в частности. Раскрываются возможные пути реализации проблем различными отечественными и зарубежными научными школами, что способствует повышению уровня подготовленности магистрантов и закреплению приобретенных знаний с учетом специфики сегодняшнего дня и сложившейся ситуации в Украине. Особое внимание в структуре магистерской подготовки уделяется проблемам воспитания, образования, социальной адаптации спортсменов, тренеров и других участников спортивного движения. В ходе семинарских занятий применяется моделирование встречающихся в практике проблем и варианты их решений, которые формируют умения и навыки, необходимые для практической профессиональной деятельности. Эффективным методом подготовки будущих магистров к разноплановой профессиональной деятельности зарекомендовали себя вариативно меняющиеся программы ролевых игр, являющихся микромоделями реалий современной жизни. Для обеспечения практической взаимосвязи учебного процесса с наукой значительное место в структуре подготовки магистров занимают самостоятельные научные исследования и внедрение их результатов в процессе стажировки. Научная работа направлена на совершенствование способности магистрантов к познанию и использованию приобретенных знаний для решения новых проблем. При проведении научной работы основной акцент делается на соответствие ее содержания будущей профессиональной деятельности специалистов отрасли физической культуры и спорта. Это обусловливает соответствие тематики магистерских исследований плану НИР кафедры и требованиям ВАК. Принципиальным вопросом совершенствования структуры научной составляющей подготовки магистрантов является внедрение олимпийского образования в процессе научных исследований. Разработка программы стажировки осуществляется в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности, задачами ОАУ по реализации идей олимпийского образования в Украине. В ходе стажировки магистранты учатся решать актуальные проблемы социальной адаптации населения, принимают активное участие в подготовке и проведении спортивных соревнований по программе «Специальных Олимпиад», Чемпионата мира по бальным танцам на колясках, в организации и проведении ежегодных национальных и международных научных форумов по проблемам олимпийского и профессионального спорта, спорта инвалидов и олимпийскому образованию.

Выводы:

  1. Олимпийская образованность специалистов сферы физической культуры и спорта, независимо от должностной принадлежности, определяет уровень профессиональной подготовленности, а также их конкурентоспособность в условиях современного рынка. Высокие требования к олимпийской образованности магистров обусловливаются не только совершенствованием их знаний, умений и навыков, но и необходимостью распространения олимпийского образования среди населения, особенно среди детей, подростков и молодежи.
  2. Одним из основных направлений совершенствования организационно­методических основ подготовки кадров олимпийского и профессионального спорта на образовательно-квалификационном уровне «магистр» является широкое внедрение в процесс обучения олимпийского образования. Идеи современного олимпизма и популяризация олимпийского образования в Украине, и особенно среди подрастающего поколения нашей страны, красной нитью пронизывает структуру подготовки магистрантов в ходе освоения специальных и профориентированных учебных дисциплин, научной работы, а также при прохождении стажировки.
  3. Булатова, М. Система олiмпiйськоl освгги в Укра!ш та новi форми li впровадження / М. Булатова // Олiмпiйський спорт i спорт для вшх: тези доповiдей 1Х Мiжнар. наук. конф. — Киев: Олiмпiйська лiтература, 2005. — С. 7.
  4. Булатова, М. Олимпийское образование в Украине: методология, организация, практические результаты (1991-2002 гг.) / М. Булатова, В. Платонов // Практика олимпийского образования: материалы конференции. — М.: Сов.спорт, 2002. — С. 32-36.
  5. Контанистов, А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Т. Контанистов. — М., 2001. — 23 с.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: