ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСОКИХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Строительство тела — это, прежде всего, строительство соответствующей психологии.

Необходимо, чтобы идея о режиме правильного поведения, как гарантия будущих успехов программы «строительства тела», проникла в эмоциональную сферу и получила психологическую мотивировку. Если не будет должного, психологически мотивированного энтузиазма, «билдер» не сможет выдержать соответствующего режима и двух недель.

Реально свойства личности спортсмена почти всегда далеки от желаемых.

Практика показывает, что многие спортсмены могут себя заставить работать с предельными усилиями, максимально выложиться, настроиться на борьбу с железом в максимальных режимах.

И все же этого оказывается недостаточно, если спортсмен не владеет психической саморегуляцией и не может удержать свое состояние и двигательные действия в оптимальных параметрах.

Психологическая подготовка является самостоятельной дисциплиной и должна осуществляться под руководством специалистов, аналогично тому, как осуществляется подготовка физическая, техническая, тактическая, медикобиологическая. Если спортсмен тренируется в условиях высоких физических нагрузок, то высокими должны быть и нагрузки психологические.

Умение спортсмена мобилизовать свои психофизические резервы для повышения качества спортивной деятельности в тренировочных и соревновательных условиях определяется степенью подготовленности психики.

Чем значительнее выражена степень психологической подготовки, тем легче мобилизовать внутренние резервы для достижения высокого качества выполняемого спортивного упражнения, и тем меньше выражены вегетативные реакции, возникающие в процессе спортивной деятельности, и быстрее (и полнее) процесс восстановления.

Таким образом, речь идет о повышении уровня возможностей организма, при котором достижение рекордных результатов осуществляется не за счет сверхусилий, приводящих к нарушению нормальной жизнедеятельности организма. а за счет деятельности, находящейся в зоне привычных, допустимых, неразрушающих напряжений.

Улучшая качество тренировки, можно повысить возможности спортсмена увеличить зону допустимых нагрузок до величин, превосходящих желаемые, и тогда этот результат будет достигнут без ущерба для здоровья.

В то же время известно, что возможности организма спортсмена значительно выше, чем они используются на практике. Следовательно, спортсмена необходимо обучать умению мобилизации этих резервов на повышение качества деятельности. Это умение спортсмен должен совершенствовать от одной тренировки к другой и от одного соревнования к другому.

По существу, этот принцип используется на различных этапах роста спортивного мастерства. Конечно, параллельно с ростом напряжений происходит и процесс адаптации к ним, однако адаптационные возможности человеческого организма не опережают рост обшей напряженности, а идут вслед за ним. В результате этого у спортсменов высокого класса все чаще возникают невротические расстройства, препятствующие росту спортивного мастерства и достижению высоких соревновательных результатов. Эти явления находятся на грани психической патологии.

К числу таких нарушений, выраженных в наиболее легкой форме, следует относить так называемые состояния стартовой апатии и стартовой лихорадки.

Необходимо помнить, что срывы высшей нервной деятельности у спортсменов могут проявляться в виде нарушений сердечно-сосудистой системы, в частности, в виде ко-ронароспазмов, боли в области сердца, сердцебиений и других неприятных ощущений. Чувства тревоги и беспокойства, а иногда и страха, сопровождающие перечисленные явления, лишают спортсмена желания тренироваться. Терапевтические мероприятия при этом не оказывают существенной помощи, не устраняют ни причину болезни, ни следствие.

Проведение тренировок при высоких физических и психических нагрузках увеличивает вероятность возникновения явлений переутомления, перенапряжения, перетренированное™, являющихся проявлением срывов высшей нервной деятельности. Все это требует включения в комплекс реабилитационных мероприятий методы психотерапии и психопрофилактики.

Кроме того, важно, чтобы спортсмен на тренировке учился делать то, что ему нужно на соревновании.

Трудно себе представить, что шахматист на тренировках не играет в полную силу, а лишь переставляет фигуры, или стрелок не учится производить точные выстрелы, а лишь выполняет план по их количеству. Но никого не удивляет, что атлет выполняет определенное количество подходов или пловец изо дня в день отмеривает свои километры и нисколько не интересуется их качеством.

Построение тренировочно-соревновательного цикла так, чтобы пик спортивной формы совпадал с самыми ответственными соревнованиями, имеет и свои недостатки психологического характера. Спортсмен на всех промежу-I очных соревнованиях получает «право» показывать недос-гаточно высокие результаты и вырабатывает при этом определенный стереотип соревновательной деятельности. Поэтому в программу психологической подготовки следует включать выработку умения показывать наивысшие резуль-таты (с поправкой на степень подготовки в данный момент) на каждом соревновании. Только при таких обстоятельствах будут вырабатываться психоэмоциональные навыки в достижении запланированного задания. Естественно, что использование метода «подводки» может быть оправданным лишь для спортсменов высокого класса.

Надо помнить, что иногда положительные эмоции отрицательно влияют на результат спортсмена. Очень большая радость от предвкушения победы часто приводит к поражению. Если спортсмен еще до окончания соревнования ощутил себя победителем, он вряд ли добьется победы.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: