Представьте, что три дипломированных спортивных тренера встретились на соревнованиях по баскетболу. Они обмениваются мнениями о травмах, обучении, студентах и… степени профессионального «выгорания». Эта ситуация ежегодно повторяется сотни раз по всей стране. Похоже, что данная проблема всплывает при любом разговоре спортивных тренеров. Каждый из них либо сам переживал это состояние, либо знает коллегу, с которым это случилось. Некоторые в результате были вынуждены оставить работу. Когда поднимается эта тема, у большинства спортивных тренеров есть собственное мнение или личный опыт, однако далеко не все могут дать точное определение данного состояния.
Впервые профессиональное «выгорание» было описано в середине 1970-х гг., и с тех пор это состояние активно изучается [1]. Первые исследования проводились на психиатрах [2] и людях, занимающихся оказанием помощи другим (преподаватели и социальные работники) [3]. В настоящее время эта проблема изучается для разных специальностей — от медицины до сферы обучения и бизнеса [4-6]. Согласно научным данным, профессиональное «выгорание» — это синдром, характеризующийся чувством эмоционального истощения, деперсонализацией и снижением удовлетворенности личными достижениями [4]. Обычно оно начинается постепенно и связано со стрессом на работе [7]. «Выгоревшие» [5-6,7] жалуются на утрату мотивации и чувство эмоционального истощения. В профессиональном «выгорании» различают три стадии: оно начинается с сильного длительного стресса на работе; затем развивается эмоциональное истощение, раздражительность и защитная реакция в виде отчужденности, цинизма и апатии; и, наконец, снижение чувства удовлетворенности личными достижениями.