Конечная цель большинства программ реабилитации — возвращение клиенту функционального статуса, который был у него до травмы. Часто приходится запрещать какие-то движения или подъем тяжестей, но только врач может научить клиентов определять пределы своих возможностей [9]. Функциональное переобучение можно разбить на две части: в незнакомой и знакомой обстановке.
Незнакомая обстановка Если клиент слишком быстро попадает в привычную обстановку, он часто возвращается к своим обычным схемам движений [24]. Обучение выполнению определенных заданий в незнакомой обстановке дает много преимуществ. Можно биомеханически правильно выполнять упражнение при уменьшенной нагрузке. Например, клиент, у которого наблюдалась патологическая внутренняя ротация бедра при приседаниях, может скорректировать мышечный дисбаланс с помощью нагрузочных упражнений на ноги в горизонтальном положении на реформере, а затем заново обучиться правильной схеме движений до применения гравитационной и пропри- оцептивной нагрузки.
Знакомая обстановка На последнем этапе реабилитации назначаются упражнения, необходимые для возвращения к так называемой функциональной цели [23]. После того как эта задача освоена в незнакомой обстановке, можно вернуться к привычной среде. Совершенствование выносливости и эффективности движений при выполнении определенного задания продолжается с помощью вербальных и тактильных сигналов [24]. Клиент должен правильно выполнять окончательную задачу как на сознательном, так и на подсознательном уровне. На этой стадии можно добавить проприоцептивную нагрузку и сопротивление для совершенствования восстановленной функции.