Наряду с выбором адекватной тренировочной нагрузки к необходимым факторам достижения высоких спортивных результатов и своевременного вхождения в спортивную форму к главным стартам относится активное воздействие на интенсивность восстановительных процессов. Способности к восстановлению можно тренировать, и квалифицированных спортсменов отличают не только высокие функционально-двигательные показатели, но и быстрое восстановление. Ведь процессы восстановления являются закономерной реакцией организма на утомление после выполненной нагрузки. Развертывание и быстрота восстановления тесно связаны с количественно-качественными показателями перенесенного тренировочного или соревновательного напряжения и функциональным состоянием спортсмена в этот день. В динамике работоспособности во время восстановления различают, напомним, три фазы:
— первая характеризуется снижением работоспособности после нагрузки в результате утомления и затем возвращением ее к до рабочему уровню;
— во второй фазе работоспособность продолжает возрастать и превышает исходное состояние — эффект сверхвосстановления, или суперкомпенсации;
— в третьей фазе происходит возвращение работоспособности к до тренировочному (досоревновательному) исходному уровню.
В современной системе восстановления лыжников-гонщиков условно выделяют педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства.
Педагогические средства восстановления предусматривают прежде всего рациональное построение тренировочного процесса; оптимальное сочетание развивающих, поддерживающих и восстанавливающих тренировочных нагрузок; сопровождение напряженных тренировок и соревнований необходимыми восстановительными циклами, т.е. эффективное сочетание нагрузки и отдыха; систематический контроль за переносимостью нагрузки и функциональным состоянием, своевременную коррекцию тренировочной программы с учетом этих данных; правильное построение различных по протяженности периодов подготовки, а также отдельного тренировочного занятия с общеметодических и биоэнергетических позиций.