К удивлению тренеров в таком возрасте в числе лидеров могут оказаться злостные прогульщики тренировок, самые недисциплинированные. Именно эти ученики больше других нуждаются в трепетном и требовательном отношении, они заслуживают повышенного внимания, заботы, опеки, усиленного контроля.
Замечено: неопытные тренеры нередко «попадаются» и на том, что в пределах одной тренировки дети могут проявить повышенную активность и выполнить очень большую по всем параметрам нагрузку. Но после такой лихо проведенной тренировки у воспитанников надолго затягиваются восстановительные процессы и резко снижается работоспособность в целой серии последующих занятий. Простого восполнения израсходованных продуктов топливного обеспечения работающих мышц при этом оказывается недостаточно. На первый план выходит устойчивость центральной нервной системы, которая, как и выносливость, формируется в более позднем возрасте. Поэтому в самом начале спортивного пути требуется очень небольшое тренировочное вмешательство, сводящееся в основном к игровым формам и овладению основами техники передвижения на лыжах. Высшая цель занятий в детском и подростковом периодах — пробудить интерес к лыжам и желание систематически тренироваться в
дальнейшем. В этот период и тренировки, и соревнования должны занимать как бы подчиненное место по отношению к другим сферам жизнедеятельности — учебе, удовлетворению духовных запросов и увлечений, выполнению семейно-бытовых обязанностей. Затраты времени и сил на спортивную деятельность здесь достаточно ограниченны, что разумно и совершенно оправдании и с личностных, и с общесоциальных, и со спортивных позиции. Только с вступлением в юношеско-юниорский возраст уже у значительно меньшего числа занимающихся, прошедших отбор и проявивших определенную склонность к лыжным гонкам, спортивная деятельность начинает преобладать и становится одной из основных. Занятия спортом у этого контингента постепенно доминируют в ущерб другим сторонам жизни, видоизменяя общий режим жизнедеятельности, подстраивая его к требованиям и условиям спортивной подготовки.
В соответствии с закономерностями оптимального построения многолетней подготовки в пределах детского и подросткового периодов необходимо обеспечить спортивную ориентацию и уточнить ее с вступлением в юношеский возраст.