В последние десятилетия специалистами разработано и предложено для практического воплощения достаточно много разновидностей стадий, периодов, этапов многолетней подготовки. На практике руководствуются прежде всего «Нормативно-правовыми и программными основами деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва» (2002 г.), в соответствии с которыми в многолетней подготовке лыжников-гонщиков выделяют четыре этапа:
— начальной подготовки — 9-11 лет;
-учебно-тренировочный — 12-16 лет;
— спортивного совершенствования — 17-19 лет;
— высшего спортивного мастерства — 20 лет и старше.
С учетом же биологических закономерностей развития организма и на основе современной, реально сложившейся соревновательной практики в многолетнем тренировочном процессе лыжников-гонщиков целесообразно выделять шесть периодов подготовки:
— детский — до 13 лет;
— подростковый -14-15 лет;
— юношеский — 16-17 лет;
— юниорский — 18-20 лет;
— молодежный — 21-22 года;
— взрослый — 23 года и старше.
В порядке примечания к предложенной градации подчеркнем: показатели возраста приведены здесь для биологических нормотипов. При выраженном замедленном или ускоренном биологическом развитии индивидуальных морфофункциональных свойств организма отклонение от указанного календарного возраста может достигать 1 -4 лет (см. раздел 11.2).
Несмотря на то что минимальный возраст зачисления в отделения лыжных гонок спортивных школ установлен 9 лет, для овладения начальными навыками передвижения на лыжах благоприятен период от 3 до 6 лет. Это время естественного бурного развития нервной и мышечной систем. Многие специалисты склоняются к тому, что если ребенок в это время не получил основных двигательных навыков, в дальнейшем ему будет труд нее овладеть жизненно необходимыми, адля спортивно одаренного малыша высокопрофессиональными двигательными действиями. Главными наставниками в этом возрасте являются прежде всего, конечно, родители, а для посещающих дошкольные учреждения также и воспитатели. Причем занятия дошкольников физкультурой, в частности прогулки на лыжах, должны быть такой же обязательной и равноценной составляющей подготовки детей к школе и в целом к жизни, как обучение чтению, письму, счету. Однако эту настойчивую агитацию за увлечение малышей лыжами ни в коем случае нельзя расценивать как призыв к более раннему началу специализированных лыжных тренировок.