Подведение итогов спортивной игры

Подведение итогов спортивной игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению. Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к пра­вильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.

При определении результатов игры учитывается не только быст­рота, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Руководителем также оцениваются знание правил и их соблюдение, умение целе­сообразно и согласованно действовать в игре, использовать знако­мые двигательные действия в определенных игровых ситуациях.

При оценке действий учеников руководитель учитывает допус­каемые ими ошибки, которые могут быть условно поделены на мелкие и существенные. К мелким можно отнести ошибки, свя­занные с незначительными отклонениями от правильного исполь­зования игровых приемов, но не оказывающие решающего влия­ния на ход игры (неточные передачи мяча, выход за границы площадки и т.д.). Существенной ошибкой может считаться неце­лесообразное применение разученных ранее двигательных дей­ствий, которые влияют на ход игры или не соответствуют требо­ваниям игровой этики. В силовых играх — это чрезмерно резкие толчки, вызывающие падения, в играх с мячом — неправомерное задерживание мяча у себя в ущерб коллективной игре, а также незнание или нарушение основных правил.

В этом случае можно применить «правило трех ошибок» (если команда закончила игру первой, но разница штрафных очков у нее по сравнению с другой командой составляет больше трех, этой команде засчитывается поражение).

Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность и для самого руководителя: наблюдения и выводы, сделанные в про­цессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, име­ют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности.

Помимо непосредственной оценки выполнения приемов и пра­вил игры, о которой говорилось ранее, в процессе проведения разноплановых игр руководитель может осуществить следующие наблюдения за поведением учащихся, чтобы уточнить особенности их физического развития, темперамента и характера: а) оценить общее физическое развитие ребенка; б) степень развития отдель­ных физических качеств; в) способность сочетать в игре эти дви­гательные качества; г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей); д) проявление ре­бенком инициативы и настойчивости; е) проявление трусости и нерешительности; ж) отношение к соперникам по игре; з) от­ношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка); и) отношение к собственным ошибкам и их исправление во вре­мя повторной игры; к) общую дисциплинированность, требова­тельность к себе; л) отношение к победе, поражению.

В современных детях достаточно развит соревновательный дух, и их не надо подталкивать к успеху. Соревновательность лежит и в основе игр. Но нельзя допускать, чтобы выигрыш стал единствен­ным смыслом игры. Во избежание подобных ситуаций руководи­тель может не награждать команду, которая победила, и не штра­фовать и не наказывать тех, кто проиграл. Справедливо одержанная победа должна быть достойной наградой, а проигрыш не должен приводить к развитию чувства поражения. Напротив, он должен стимулировать стремление к выигрышу в последующей игре.

Оставьте комментарий