Плавание.Воспитание моральных качеств.Воспитание воли

Воспитание воли. Важнейшей чертой характера, необходимой пловцу-спортсмену, является воля, способность преодолевать труд­ности, встречающиеся на пути к достижению цели. Необходимым условием воспитания и проявления волн является формирование у спортсмена коммунистического . мировоззрения, определяющего на­правленность его воли, принципиальность, целеустремленность (см. гл. 6, раздел 6.6.5).

Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при условии правильного руководства закаляют волю спортсмена. Положительную роль в этом играют контрольные нор­мативы, устанавливаемые тренером совместно с пловцом.

Тренер должен ставить перед спортсменом близкие и перспек­тивные цели, связанные с преодолением трудностей, например трудностей спортивного режима и тренировки, разъяснять их зна­чение, сущность поставленных целей и задач.

Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, са­мостоятельность в проявлении воли. «Мы требуем от нашего граж­данина, — писал А. С. Макаренко, — чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ,ожидая распоряже­ния или приказания, чтобы он обладал инициативной и творческой волей» [1].

Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно наме­чать себе цели и искать пути к их осуществлению. Тренеру принад­лежит в этом направляющая роль (при этом необходимо прояв­лять такт и не сковывать инициативу спортсмена).

В ходе самих соревнований нередко возникают непредвиденные ситуации, заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании у него инициативности, воли.

Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения техникой плавания, тактическая зрелость плов­ца. Чем лучше техническая и тактическая подготовленность пловца, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу. Поэтому, совершенствуя технику спортсменов, их тактическое ма­стерство, тренер одновременно воспитывает и волевые качества у своих учеников.

Воспитание воли в процессе занятий спортом успешно осущест­вляется тогда, когда тренер специально ставит эту задачу и педа­гогически правильно ее решает в связи со всесторонним воспитани­ем личности спортсмена. Как известно, занятия спортом, особенно при коллективной тренировке, создают благоприятные условия для воспитания сильной воли, твердого характера. Реализация этих бла­гоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-вос­питательной работы со спортсменами.

Многочисленные примеры показывают, что волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.


 

Оставьте комментарий