Сознательность и активность. Важнейшее условие успешности учебно-тренировочного процесса — это сознательное отношение обучаемых к занятиям. Необходимо, чтобы они осознали пользу занятий плаванием, их значение для укрепления здоровья, разностороннего физического развития, значение умения плавать как жизненно необходимого навыка, который может пригодиться в минуту опасности для спасения как собственной жизни, так и жизни других людей.
Педагог должен глубоко знать свой предмет и умело объяснять обучаемым, для чего и как выполняется то или иное упражнение. Например, приступая к изучению техники способа кроль, надо разъяснить, что горизонтальное положение тела пловца наиболее целесообразно, так как оно уменьшает сопротивление воды, и что это достигается благодаря низкому положению головы, активным движениям ногами и т. д.
Объясняя, как выполняется то или иное упражнение, необходимо обстоятельно раскрывать сущность изучаемых движений, их влияние на организм пловца, участие мышечных групп в выполнении упражнений и т. д. При объяснении, например, техники плавания, методики обучения и тренировки следует для доказательства привлекать данные различных наук: педагогики, физиологии, анатомии, физики и др. Такие объяснения будут более убедительными и обоснованными, помогут занимающимся понять излагаемые вопросы и активно участвовать в процессе обучения и тренировки.
Важно, чтобы пловец на собственном опыте убедился в том, что понимание и правильное выполнение движений дают ему преимущество в экономичности этих движений, в скорости плавания. Занимающиеся должны хорошо знать цели и задачи, которые перед ними ставятся, задачи каждого урока, соревнования, устанавливать точные сроки для их решения, участвовать в обсуждении хода их выполнения.
Ясность поставленной цели в обучении и тренировке, понимание путей ее реализации вызывают активность занимающихся, что является решающим условием для эффективных занятий плаванием.
Активность спортсмена проявляется в стремлении овладеть техникой плавания, достигнуть высших спортивных результатов, защитить в соревновании спортивную честь коллектива.
Воспитанию активности будет способствовать привлечение пловцов к участию в составлении плана тренировки, обсуждение с ними тактики, которая будет применяться в предстоящих соревнованиях, а также результатов соревнований.
Большую роль в повышении активности спортсменов играет их участие в общественной жизни своего спортивного коллектива в качестве членов бюро, инструкторов-общественников, спортивных судей, старост групп, членов редколлегии стенной газеты.Подобную общественную деятельность надо всячески поощрять. Эта деятельность повышает ответственность каждого спортсмена за работу всего коллектива и за свои личные результаты.
Активность занимающихся повышается, когда уроки проводятся разнообразно и интересно. Немаловажное значение в развитии активности играют домашние задания (например, выполнение утром комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений пловца) . Давая задание, следует точно указывать, какая должна быть дозировка упражнений, на что обратить особое внимание, как контролировать свои движения. На следующем занятии нужно обязательно проверить, как выполнено задание.
Для повышения познавательной активности занимающихся им следует рекомендовать ознакомиться с печатными материалами по плаванию, представляющими интерес для их спортивного роста, и потом обсудить их совместно.
Важно приучить пловцов анализировать технику движений, содержание тренировочных занятий, результаты выступлений в соревнованиях. Этому помогает систематическое ведение дневника тренировки. Тренер должен регулярно проверять содержание дневников своих воспитанников и помогать им советом.