Плавание.Принципы обучения и тренировки.Сознательность и активность.

Сознательность и активность. Важнейшее условие успешности учебно-тренировочного процесса — это сознательное отношение обучаемых к занятиям. Необходимо, чтобы они осознали пользу за­нятий плаванием, их значение для укрепления здоровья, разносто­роннего физического развития, значение умения плавать как жиз­ненно необходимого навыка, который может пригодиться в минуту опасности для спасения как собственной жизни, так и жизни дру­гих людей.

Педагог должен глубоко знать свой предмет и умело объяснять обучаемым, для чего и как выполняется то или иное упражнение. Например, приступая к изучению техники способа кроль, надо разъ­яснить, что горизонтальное положение тела пловца наиболее целе­сообразно, так как оно уменьшает сопротивление воды, и что это достигается благодаря низкому положению головы, активным дви­жениям ногами и т. д.

Объясняя, как выполняется то или иное упражнение, необходи­мо обстоятельно раскрывать сущность изучаемых движений, их влияние на организм пловца, участие мышечных групп в выполне­нии упражнений и т. д. При объяснении, например, техники плава­ния, методики обучения и тренировки следует для доказательства привлекать данные различных наук: педагогики, физиологии, ана­томии, физики и др. Такие объяснения будут более убедительными и обоснованными, помогут занимающимся понять излагаемые во­просы и активно участвовать в процессе обучения и тренировки.

Важно, чтобы пловец на собственном опыте убедился в том, что понимание и правильное выполнение движений дают ему преиму­щество в экономичности этих движений, в скорости плавания. За­нимающиеся должны хорошо знать цели и задачи, которые перед ними ставятся, задачи каждого урока, соревнования, устанавли­вать точные сроки для их решения, участвовать в обсуждении хода их выполнения.

Ясность поставленной цели в обучении и тренировке, понимание путей ее реализации вызывают активность занимающихся, что яв­ляется решающим условием для эффективных занятий плаванием.

Активность спортсмена проявляется в стремлении овладеть тех­никой плавания, достигнуть высших спортивных результатов, за­щитить в соревновании спортивную честь коллектива.

Воспитанию активности будет способствовать привлечение плов­цов к участию в составлении плана тренировки, обсуждение с ними тактики, которая будет применяться в предстоящих соревнованиях, а также результатов соревнований.

Большую роль в повышении активности спортсменов играет их участие в общественной жизни своего спортивного коллектива в ка­честве членов бюро, инструкторов-общественников, спортивных су­дей, старост групп, членов редколлегии стенной газеты.Подобную общественную деятельность надо всячески поощрять. Эта деятель­ность повышает ответственность каждого спортсмена за работу все­го коллектива и за свои личные результаты.

Активность занимающихся повышается, когда уроки проводят­ся разнообразно и интересно. Немаловажное значение в развитии активности играют домашние задания (например, выполнение ут­ром комплекса общеразвивающих и специальных физических уп­ражнений пловца) . Давая задание, следует точно указывать, какая должна быть дозировка упражнений, на что обратить особое вни­мание, как контролировать свои движения. На следующем занятии нужно обязательно проверить, как выполнено задание.

Для повышения познавательной активности занимающихся им следует рекомендовать ознакомиться с печатными материалами по плаванию, представляющими интерес для их спортивного роста, и потом обсудить их совместно.

Важно приучить пловцов анализировать технику движений, со­держание тренировочных занятий, результаты выступлений в со­ревнованиях. Этому помогает систематическое ведение дневника тренировки. Тренер должен регулярно проверять содержание днев­ников своих воспитанников и помогать им советом.

Оставьте комментарий