Осуществляемый в процессе обучения и тренировки тщательный врачебно-педагогический контроль позволяет определить допустимые для пловца тренировочные и соревновательные нагрузки. Изучая индивидуальные особенности занимающихся, необходимо установить, за счет каких неиспользованных возможностей они смогут улучшить в дальнейшем свои результаты. Например, спортсмен, хорошо владеющий техникой плавания, но недостаточно физически развитый, может улучшить свои результаты за счет повышения уровня физического развития. Как правило, пловцы в юном возрасте овладевают техническим мастерством быстрее, чем спортсмены, приступившие к занятиям плаванием в более позднем возрасте.
Все это необходимо принимать во внимание при установлении индивидуальных контрольных заданий. Способному пловцу, у которого результаты улучшаются быстро, можно и контрольное задание дать сложнее, чем тому, у кого спортивные результаты растут медленно. В успешном выполнении контрольных заданий имеет большое значение уверенность спортсмена в возможности достижения намеченной цели в установленный срок. Для этого надо, например, обсудить с пловцом контрольный норматив, убедить его в доступности выполнения этого норматива.
Доступность отдельных упражнений в плавании меняется по мере изменения уровня физического развития спортсмена и совершенствования его техники. Чем выше этот уровень, тем более сложные нормативы становятся доступными.
Доступность предлагаемых заданий во многом зависит от мастерства педагога, его умения объяснить, показать упражнения, подготовить пловца к преодолению того или иного спортивного рубежа.
Тренер обязан глубоко, всесторонне изучать своих воспитанников, их индивидуальные различия в уровне физической, технической и других видов подготовленности, отношение их к занятиям, тренировке, к своему коллективу.
Большое значение приобретает учет индивидуальных особенностей пловца при определении средств тренировки. Если спортсмен недостаточно физически развит, то следует увеличить для него объем упражнений по общей и специальной физической подготовке; если он обладает нужной силой, но имеет недостаточный уровень развития выносливости, то в программу его тренировки надо включить больше упражнений на развитие выносливости, и т. д.