Плавание.Принципы обучения и тренировки.Доступность и индивидуализация.Часть1

Доступность и индивидуализация. Доступность и индивидуали­зация обучения и тренировки обеспечиваются в том случае, если предлагаемый пловцам материал по своему объему и трудности со­ответствует их физическому развитию, технической подготовленно­сти, возрасту, полу. Это относится к изучению техники плавания, к дозировке упражнений, к календарю и программе соревнований. Чрезмерно трудные задания создают у занимающихся неуверен­ность в своих силах. Сознанйе недоступности задания подавляет инициативу и волю спортсмена, снижает интерес к занятиям.

Доступными должны быть и контрольные нормативы. При их определении необходимо учитывать состояние здоровья пловца, его индивидуальные особенности, уровень физической подготовленнос­ти, пол, возраст, степень овладения техникой плавания и др.

Доступность обучения требует соблюдения таких методических правил:

  • От простого к сложному, т. е. более простое включается в обучение и тренировку раньше, чем сложное. Например, прежде, чем приступать к обучению способу плавания дельфин, хпри кото­ром сложно переносить обе руки одновременно над водой, изуча­ется более простой способ — кроль, в котором руки проносятся над водой по очереди.
  •  От легкого к трудному. Соблюдение этого правила особенно важно при обучении спортивной технике. Например, при разучива­нии поворота у стенки бассейна вначале изучается техника более легких поворотов (открытых), а затем более трудных (закрытых) поворотов.
  • От известного к неизвестному. Обучение технике спортивного плавания происходит гораздо быстрее и успешнее в том случае, когда тренер опирается на ранее освоенные спортсменом навыки. Так, пловцы, освоившие упражнение «выдох в воду», легче овладе­вают техникой дыхания в спортивных способах плавания.

Приступать к изучению нового материала можно лишь после того, как усвоен предыдущий. В отдельных случаях допускаются отступления от перечисленных правил. Например, способ плавания брасс начинают изучать с техники движений ног, хотя эти движе­ния более сложны, чем движения руками. Это объясняется тем, что движения ногами в брассе обеспечивают не только продвижение тела вперед, но и его горизонтальное положение в воде.

Оставьте комментарий