Доступность и индивидуализация. Доступность и индивидуализация обучения и тренировки обеспечиваются в том случае, если предлагаемый пловцам материал по своему объему и трудности соответствует их физическому развитию, технической подготовленности, возрасту, полу. Это относится к изучению техники плавания, к дозировке упражнений, к календарю и программе соревнований. Чрезмерно трудные задания создают у занимающихся неуверенность в своих силах. Сознанйе недоступности задания подавляет инициативу и волю спортсмена, снижает интерес к занятиям.
Доступными должны быть и контрольные нормативы. При их определении необходимо учитывать состояние здоровья пловца, его индивидуальные особенности, уровень физической подготовленности, пол, возраст, степень овладения техникой плавания и др.
Доступность обучения требует соблюдения таких методических правил:
- От простого к сложному, т. е. более простое включается в обучение и тренировку раньше, чем сложное. Например, прежде, чем приступать к обучению способу плавания дельфин, хпри котором сложно переносить обе руки одновременно над водой, изучается более простой способ — кроль, в котором руки проносятся над водой по очереди.
- От легкого к трудному. Соблюдение этого правила особенно важно при обучении спортивной технике. Например, при разучивании поворота у стенки бассейна вначале изучается техника более легких поворотов (открытых), а затем более трудных (закрытых) поворотов.
- От известного к неизвестному. Обучение технике спортивного плавания происходит гораздо быстрее и успешнее в том случае, когда тренер опирается на ранее освоенные спортсменом навыки. Так, пловцы, освоившие упражнение «выдох в воду», легче овладевают техникой дыхания в спортивных способах плавания.
Приступать к изучению нового материала можно лишь после того, как усвоен предыдущий. В отдельных случаях допускаются отступления от перечисленных правил. Например, способ плавания брасс начинают изучать с техники движений ног, хотя эти движения более сложны, чем движения руками. Это объясняется тем, что движения ногами в брассе обеспечивают не только продвижение тела вперед, но и его горизонтальное положение в воде.