Особенности методики физического воспитания студентов в учебных отделениях

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе в начале учебного года на основании ряда объективных показателей распределяются в три учебных отделения: основное, специальное и спортивное.

Каждое отделение имеет определенные особенности комплектования, а также содержание и целевую направленность занятий. Существуют две группы критериев для распределения студентов по отделениям:

1. Результаты медицинского обследования (при поступлении в вуз, а также на каждом курсе в начале учебного года). После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья и физического развития студента и зачисляет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

2. Уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Он определяется преподавателями физического воспитания на первых занятиях на основе контрольных тестов и некоторых нормативов вузовской программы по физическому воспитанию. Учитываются также результаты собеседования, позволяющие выявить интересы и желания студента.

На основе этих критериев каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Основное отделение. В это отделение зачисляются все практически здоровые студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

Определяющим содержанием учебного процесса в отделении является общая и профессионально-прикладная физическая подготовка. Цель занятий направлена на освоение норм и требований вузовской программы по легкой атлетике, плаванию, лыжам и т. д. Их выполнение в зависимости от уровня физической подготовленности планируется на протяжении одного -двух лет.

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП. Кроме того, студенты совершенствуются в профессионально-прикладной физической подготовке.

Занятия носят преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений колеблется в пределах 130-160 ударов в минуту. В методике проведения занятий важное значение приобретает реализация принципа доступности и постепенного повышения требований. Предпочтение отдается средствам, обеспечивающим всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Акценты делаются на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности как базы для развития всех остальных физических качеств. Внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности.

В зависимости от уровня физической и технической подготовленности студентов внутри отделения выделяются группы по 12-15 человек на 1 преподавателя. Такая насыщенность дает возможность преподавателю уделять достаточное внимание индивидуальному подходу при дозировании физической нагрузки и ведении воспитательной работы, что в целом будет способствовать решению поставленных задач.

При проведении учебного процесса преподаватели в полной мере руководствуются как общими, так и методическими принципами, применяя преимущественно строго регламентированные, а также игровые методы.

Студенты, успешно выполняющие программные и нормативные требования, могут по желанию переводиться в отделение спортивного совершенствования.

Специальное отделение комплектуется из студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа). Учебная группа (от 8 до 10 человек на 1 преподавателя) формируется обязательно с учетом, прежде всего, характера заболевания, а также физических возможностей и половой принадлежности студентов.

Само содержание учебного процесса по физическому воспитанию в этом отделении имеет некоторую специфику и акцентировано на решение следующих задач:

— укрепление здоровья и закаливание организма;

— повышение уровня общей физической работоспособности;

— возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии или ликвидация остаточных явлений после заболеваний;

— приобретение необходимых и допустимых (с учетом заболеваний) профессиональноприкладных двигательных умений и навыков.

Таким образом, направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер. По мере возможности следует также решать задачи, связанные с выполнением общевузовской программы по физическому воспитанию. Студенты отделения занимаются физической культурой в обязательном порядке на протяжении всех лет обучения в вузе в объеме 4 часа в неделю (допустимо 4 раза по 1 часу).

Согласно научно обоснованным рекомендациям в вузовской практике, студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы — «А», «Б», «В» и лечебную.

В группу «А» включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Отсюда основным содержанием занятий являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые ходьба, легкий бег, плавание, передвижение на лыжах и тому подобные виды, позволяющие поддерживать и совершенствовать аэробные возможности человека.

Группа «Б» формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. Соответственно широко используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

В группу «В» входят студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому здесь преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам. Как правило, занятие ведет специалист по лечебной физической культуре, имеющий дополнительное медицинское образование. Студенты осваивают на занятиях доступные им разделы учебной программы.

Таким образом, практически во всех четырех группах специального отделения основными средствами выступают гимнастические упражнения, строго дозируемые ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, возможны подвижные и отчасти спортивные игры (в зависимости от характера врачебных ограничений). Широко используются комплексы дыхательных и корригирующих упражнений для устранения морфофункциональных отклонений. Все студенты углубленно изучают теоретические аспекты медицинского характера, а также приобретают умения самоконтроля.

В методическом плане физическая нагрузка во всех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная плотность невысока, отдых между порциями нагрузки должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В отделении осуществляется углубленный врачебно-педагогический контроль не менее трех раз в год. Студенты, имеющие заболевания обратимого характера, восстановившие здоровье и получившие достаточную физическую подготовку, переводятся в основное отделение.

Отделение спортивного совершенствования формируется из спортсменов-разрядников и студентов с хорошей общей физической подготовленностью. Учебные группы (численностью от 6 до 15 человек) комплектуются по видам спорта, половой принадлежности и спортивному разряду. Объем учебных часов также зависит от уровня спортивной квалификации и колеблется от 6 часов (для новичков, III и II разрядов) до 12 часов (для мастеров спорта). Перворазрядники и кандидаты в мастера спорта занимаются по 8 часов в неделю.

Учебно-тренировочные занятия направлены на совершенствование спортивного мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки в объеме требований вузовской программы и соответствующей спортивной классификации. Кроме того, занятия ориентированы на достижение достаточной профессионально-прикладной физической подготовленности.

Вследствие этого спортивные занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки, таких, как цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др. С учетом двухсеместрового режима работы вузов тренировочный процесс планируется в форме полугодичных или сдвоенных циклов таким образом, чтобы повышенные нагрузки и ответственные соревнования не совпадали с периодами экзаменационных сессий.

Для студентов высших спортивных разрядов могут быть предусмотрены индивидуальные графики выполнения вузовской программы. В этих графиках возможны соответствующие разрешения для выезда на тренировочные сборы, крупные внутренние и международные соревнования, а также академические отпуска. Для студентов-спортсменов высших разрядов могут быть предусмотрены льготы, позволяющие им тренироваться по планам подготовки соответствующих команд с учетом российского и международного календаря соревнований.

nh

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: