Особенности интеллектуальной деятельности студентов

особенности интеллектуальной деятельности студентов

Особенности интеллектуальной деятельности студентов. Однажды Аристотеля спросили: «Насколько люди воспитанные превосходят неучей?». «Настолько, насколько живые превосходят мертвых», — был ответ. Великий философ, ученик Платона и учитель Александра Македонского, конечно же, под людьми воспитанными подразумевал людей гармонично подготовленных — умственно и телесно, способных мыслить и творить, обладающих высокими критериями творческого мышления, интеллектуальным и личностным потенциалом.

Определить, что такое интеллект, без понимания таких понятий, как «мышление», «эрудиция», невозможно. Человек вольно или невольно, познавая реальности мира, вынужден сравнивать, анализировать и синтезировать воспринимаемые им явления и предметы, моделировать и умозаключать, создавать гипотезы и теории. Далеко не все, что познается органами чувств, объективно, да многое и недоступно нашим несовершенным органам, трансформированным цивилизацией, и тогда непосредственное восприятие окружающего мира осуществляется мыслительной, умственной сферой. Реальный мыслительный процесс познания, целенаправленная умственная активность на основе алгоритма действий и личностных возможностей и есть мышление. У разных людей умственные способности к интеллектуальной работе, естественно, существенно разнятся. Умственные возможности продуктивно мыслить, перерабатывать и осознавать сложнейшую информацию составляют сущность интеллекта, мышление же — процесс его действия. Мыслительная деятельность человека невозможна без постоянного информационного пополнения.

Понятия «эрудиция» и «интеллект» относятся друг к другу, как понятия «количество» и «качество». Чем больше получает человек информации, тем интенсивнее она перерабатывается и усваивается. Систематизированный информационный объем, усвоенный человеком, то есть количество знаний, необходимых для его функционирования, называется эрудицией. Интеллект, на высших уровнях его развития, сегодня рассматривается как способность к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможностей решения проблем. Человеческий интеллект динамичен, обладает способностью улучшаться и ухудшаться, что зависит от умственных способностей самого человека. Внутренняя структура интеллекта характеризуется гармонично организованными, слитыми в единое целое для действия уровнями, одновременно являющимися и формами существования интеллекта: здравый смысл, рассудок, разум.

Здравый смысл — наиболее древняя, сцементированная повседневной жизнедеятельностью, очевидностью связей предмета и явления форма практического мышления, предположительно связанного с функционированием правого полушария головного мозга. Здравый смысл — своеобразный фильтр для выбора направлений мышления в виде здравых практических суждений, природной смекалки, базирующихся на наглядности.

Рассудок — продукт отражения и воспитания — он формируется не на базе чувственной информации, реалий бытия, а на основе усвоенных ранее знаний практического и научного характера, действующих по регламентированным предписаниям, правилам, нормам, схемам и т. п. Рассудок проявляется как способность производить себе подобные алгоритмы действий, ему присущи автоматизм, запрограммированная деятельность, консерватизм. Деятельность рассудка увязывается с функционированием левого (логического) полушария мозга, естественно, с языком в рамках грамматических форм.

В нормально развитом интеллекте здравый смысл и рассудок находятся в гармонии функциональных действий: деятельность одного как бы притормаживается и контролируется деятельностью другого.

Разум — высшая умственная способность человеческого мышления, основа которого -все ценное от здравого смысла и рассудка, преобразованное в новое качество интеллекта -способность к творческому мышлению. Разуму присущи глубинное проникновение в сущность явлений, разрушения застывших схем, логических структур, создание новых матриц, установления закономерных связей между вещами и явлениями, творческое видение, целевая направленность в будущее, элементы интуиции. Полагают, что разумное мышление связано с работой лобных отделов головного мозга обоих полушарий.

Деятельность человеческого мозга не зависит от веса, объема: у философа Канта мозг весил менее одного килограмма, писатель Тургенев обладал мозгом весом 2200 г. Самый большой мозг имел идиот. Объем мозга не определяет ум, интеллект человека. Главный показатель — количество функциональных связей, конкретно — образование контактов между нейронами в структурах мозга. А их насчитывается до 10 ООО на одном нейроне. Но в лучшем случае задействовано лишь 500-600.

Мозг не стареет, не изнашивается — колоссальный потенциал не предоставляет ему такой возможности. Оказывается, трафаретное представление об изменениях нашего мозга со времен древнего человека научно не подтверждается. Обратимся к мнению нейрофизика, доктора биологических наук, академика РМТА, профессора Г. А. Кураева: «Должен вас огорчить — мозг совсем не изменился. Человек сегодня оперирует большим количеством знаний, поэтому кажется, что он стал умнее. А по структуре, деятельности — всё как у предков: два полушария, левое — речевое, в нем центр зрительной, слуховой, моторной речи, и, более того, оно управляет правой рукой. А правое полушарие — субдоминантное, немое, подчиняющееся. И если удалить какое-то количество мозга справа, большой беды не будет. Сегодня в мире живут 160 известных людей, которые имеют разрушенную кору правого полушария, и их мозг функционирует нормально. Пастер стал великим ученым, несмотря на полученную в юности травму, в результате которой кора правого полушария была полностью атрофирована».

Нет единого мнения среди психогенетиков и в вопросе, является ли интеллект врожденной способностью или определяется влиянием окружающей среды, обучением, воспитанием, эрудицией. Одни считают, что умственные способности на 10% определены генофондом, на 20% — социальной сферой. Другие полагают, что 75% определяется наследственностью, 25% -средой, 13% — влиянием внутрисемейных факторов, 12% — межсемейных. Большинство ученых едины в том, что формирование интеллекта проходит под влиянием двух основных факторов: наследственности и социальной среды, что рождает новое качество мышления -человеческий интеллект, реализация которого в социальной жизни возможна при наличии нижеследующих составляющих (О. А. Андреев, Л. Н. Хромов, 1997).

1 .Физическое, психическое духовное здоровье. Уверенность в своих силах. Самокритичность.

2. Здравый смысл. Желание и умение постоянно учиться, в том числе и на подсознательном уровне.

3. Активное использование алгоритмов умственной деятельности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание и память.

4. Профессионализм и компетентность в конкретной области знаний. Развитое логическое мышление.

5. Развитие воображения и интуиции. Способность к парадоксальному мышлению.

6. Трудолюбие. Высокий уровень обязательности.

7. Развитая рефлексия — умение видеть события и себя со стороны: коммуникабельность и открытость в общении.

Студенческий возраст характеризуется усиленной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это период поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие мировоззренческие вопросы.

В этот период молодёжь начинает осознавать свою социальную роль, значимость своей будущей профессии. Проявляет себя в творческой деятельности — научной, общественной, художественной, физкультурно-спортивной и других ее видах.

Наиболее важными чертами студенческого возраста являются:

— самопознание — первая предпосылка активности развивающейся личности. Не осознав себя, не сопоставив себя с другими, не оценив свое «я», молодой человек не способен к самооценке;

— самоутверждение — потребность занять определенную позицию, авторитет в коллективе, может проявляться через не вполне осознанное, а потому ложное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание оригинальностью поведения, через негативизм, «смелость», прямолинейные утверждения. Самоутверждение может быть причиной положительного или отрицательного поведения студента;

— самостоятельность — стремление испытать свои силы и характер;

— самоопределение — поиск своего нравственного идеала, определение для себя идеальных ценностей, жизненного призвания, создание семьи и многое другое;

— коллективизм — потребность в дружеском общении, в опоре на мнение товарищей;

— максимализм — стремление действовать по принципу «все или ничего», сделать больше, чем реально возможно.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: