ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗРАЗВИТИЯ, УРОВНЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ. МЕДИЦИНСКИЙ И СПОРТИВНЫЙ АНАМНЕЗЫ

Анамнез (анамнезис — воспоминание), или расспрос, является одним из основных медицинских методов исследования. Результаты самых информативных методов исследования бывает трудно правильно оценить, если не собран анамнез.

Без тщательно собранного анамнеза нельзя определить состояние здоровья и уровень функционального состояния организма, а при наличии заболевания правильно поставить диагноз. В зависимости от сведений, которые врач получил при расспросе, он намечает план дальнейшего обследования пациента. Например, если спортсмен жалуется на боли в подложечной области, появляющиеся после еды, изжогу, тошноту, рвоту, врач обязательно назначит ему специальное рентгенологическое исследование желудка.

В спортивной медицине анамнез подразделяется на три части: общие сведения (или паспортные данные), анамнез жизни и спортивный анамнез. Если же у спортсмена есть какие-либо жалобы, собирают анамнез болезни.

Общие сведения, или паспортные данные, включают фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, образование и профессию, семейное положение. От того, насколько общее развитие обследуемого соответствует его возрасту, зависит определение степени нагрузок при занятиях физическими упражнениями. Если, например, физическое развитие подростка не соответствует его паспортному возрасту, в методику занятий с ним должны быть внесены соответствующие коррективы. Сведения об образовании и профессии дают представление об общем интеллектуальном уровне, о возможном воздействии профессиональной деятельности на организм спортсмена, что также должно учитываться в процессе тренировки. Изменения в семейном положении спортсмена (женитьба, замужество, отцовство, материнство) накладывают на него дополнительные обязанности (по содержанию семьи, уходу за детьми и др.) и, естественно, подлежат обязательному учету при планировании тренировки.

Анамнез жизни заключается в расспросе о самочувствии (хорошее, удовлетворительное, плохое), наличии жалоб (какие, когда они появились, обращался ли за советом к врачу, как лечился и т.п.). Затем собирают подробные сведения о перенесенных заболеваниях, так как некоторые из них могут оставлять различные последствия (например, после перенесенного ревматизма — порок сердца, частых воспалений легких в детстве — снижение сопротивляемости организма и т.п.). Эти последствия могут резко ограничивать физические возможности спортсмена или даже препятствовать занятиям спортом. Выясняют также, какие заболевания перенес спортсмен в последнее время. Это необходимо знать для определения сроков возобновления тренировок и их характера.

Особенно тщательно должен быть собран анамнез, касающийся заболеваний, связанных с занятиями физической культурой и спортом. К ним относятся прежде всего перенапряжения, перетрениро-занность, заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Надо выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилось заболевание, как долго продолжалось, каким было лечение, прекращались ли тренировки и на какой срок.

Иногда спортсмены выступают в соревнованиях или тренируются будучи больными, что может явиться причиной различного рода осложнений, перенапряжения и т. д. Поэтому при сборе анамнеза эти сведения также имеют важное значение.

Следующим является вопрос об имевшихся спортивных травмах. Выясняются их причина, локализация, характер и степень тяжести, а также длительность прекращения тренировочных занятий, применявшееся лечение и исход: полное выздоровление, наличие остаточных явлений (ограничение подвижности, разболтанность сустава, привычный вывих и т.д.).

Далее расспрашивают о наследственных особенностях, нет ли в семье у спортсмена наследственных заболеваний, например гипертонической болезни, психических и других, которые могут проявляться при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе при чрезмерных физических и эмоциональных нагрузках, иногда встречающихся в спорте. Выяснение наследственных свойств (темперамента, физического развития, телосложения и др.) имеет важное значение для правильного выбора спортивной специализации.

Затем переходят к расспросу об условиях жизни спортсмена в прошлом и в момент исследования. Выясняются жилищные условия (метраж, количество проживающих, гигиеническая оценка, наличие ванны, душа и т. п.), так как плохие бытовые условия могут неблагоприятно сказываться на отдыхе спортсмена и восстановлении его работоспособности после занятий, а это может быть одной из причин переутомления; материальные условия жизни, питание спортсмена, бюджет семьи (какой доход в рублях приходится на одного члена семьи).

Сведения о соблюдении гигиенического режима быта, труда, отдыха, питания и других условий, имеющих значение для сохранения здоровья, профилактики заболеваний, особенно простудных, учитываются при определении методики занятий. Исходя из этих сведений, врач, тренер и преподаватель проводят со спортсменом соответствующую воспитательную и санитарно-просветительную работу.

Наконец, в анамнезе жизни выявляются вредные привычки: курение (давно ли курит и сколько, постоянно или прекращает в период интенсивных тренировок, курит ли натощак, во время тренировок и соревнований); употребление алкоголя (систематически употребляет или от случая к случаю, как часто, в каком виде и количестве). Сведения о вредных привычках ориентируют врача в отношении тех изменений в состоянии здоровья, которые они могут вызвать. Врач, тренер и преподаватель должны проводить со спортсменом санитарно-просветительную работу, направленную на борьбу с вредными привычками.

Спортивный анамнез раскрывает вопросы физической активности начиная с занятий физическими упражнениями, спортом в школе (следует выяснить, в какой группе занимался обследуемый — в основной группе или по медицинским показаниям в подготовительной или специальной, или был освобожден от занятий; занимался ли в спортивных секциях, в каких и с какого класса, участвовал ли в соревнованиях и какого масштаба, каких добился успехов и т. п.). Далее выясняется следующее: с какого возраста начались систематические занятия спортом и какими видами, об участии в соревнованиях, показанных результатах, какими видами спорта занимается в настоящее время, спортивная квалификация (она свидетельствует об уровне подготовленности, в частности специальной тренированности в избранном виде спорта), объемы применяемых нагрузок и т. д.

Представляют интерес данные о том, как по годам происходило повышение спортивного мастерства спортсмена, какова динамика его спортивных достижений, лучшие результаты и т. д.

Важное значение имеют сведения о том, как спортсмен тренируется в настоящее время: период тренировки, количество тренировок в неделю, их длительность и направленность, применяемые средства, их объем и интенсивность, были ли какие-либо перерывы в тренировке и какой длительности; участие в соревнованиях в последнее время и показанные результаты. Все эти данные важны не только для определения уровня тренированности спортсмена, но и для обоснования результатов других исследований и рекомендаций по тренировке.

При расспросе выясняют также, как спортсмен сам оценивает результаты своей тренировки: удовлетворен ли своим спортивным ростом, считает ли достаточными применяемые нагрузки и др.

В заключение расспрашивают об общем режиме тренировки и отдыха: соблюдается ли строгий режим тренировки и какой (время начала каждой тренировки и продолжительность и т. п.), время и характер отдыха, количество часов сна, занимается ли утренней гимнастикой, закаливанием и др.

Важно, чтобы преподаватель и тренер были не только знакомы с методом расспроса, но и умели применять его в своей работе, так как он позволяет лучше познакомиться со своими учениками, учитывать изменения в их организме, происходящие при воздействии факторов внешней среды, в том числе спортивной тренировки.

Оставьте комментарий