Общие основы ЛФК. Требования к методике лечебного применения физических упражнений.

Прежде чем приступить к занятиям лечебной физической культурой, нужно определить задачу лечебного использования физических упражнений и затем уже подбирать средства и формы для решения этих задач. Например, задачи лечебной физической культуры у больного холециститом примерно такие: улучшение обмена веществ, оздоровление и укрепление всего организма, улучшение кровообращения в органах брюшной полости, содействие оттоку желчи из печени и желчного пузыря, борьба с запорами.

Естественно, что для решения этих задач наиболее целесообразными будут гимнастические упражнения для туловища и ног, дыхательные упражнения, т. е. полное диафрагмальное и «встречное» дыхание, когда на вдохе втягивается живот, выполняемые плавно (чтобы рефлекторно не вызвать спазма гладкой мускулатуры желчевкводящих путей), ходьба с высоким подниманием бедра, гребля и метание мячей. При выполнении всех перечисленных упражнений происходит чередование повышения и понижения внутрибрюшного давления.

Для того чтобы правильно определить задачи и выбрать формы и средства, необходимо учитывать фазу развития болезни, реакции организма на болезнь, состояние всех органов и систем, не вовлеченных в болезненный процесс, влияние применяемого режима на отдельные проявления болезни, психическую реакцию больного на заболевание. Нужно также принимать во внимание весь комплекс используемых лечебных мероприятий. Важно во всех случаях соблюдать принцип сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, помня, что, каким бы незначительным ни было заболевание или повреждение, выздоровление всегда во многом зависит от общего состояния организма больного.

Лечебный эффект от физических упражнений достигается лишь при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Занятия лечебной физической культурой следует проводить ежедневно, в некоторых случаях — и несколько раз в день. Интенсивность воздействия должна постепенно увеличиваться, так как только нарастание нагрузки обеспечит систематическое повышение уровня тренированности больного и улучшение его общего состояния.

Доза, т. е. величина, физической нагрузки зависит от характера упражнений, исходных положений, темпа и амплитуды выполнения, степени напряжения мышц, количества повторений, общего числа упражнений, плотности занятий и эмоционального уровня их проведения.

При подборе упражнений следует учитывать, кроме сказанного выше, координированность движений у больного, способ выполнения движения (активно, с помощью или пассивно) и уровень тренированности (на основании расспроса и функциональных проб).

Исходные положения. В лечебной гимнастике различают четыре типа исходных положений: а) изменяющие форму и величину опорной поверхности (лежа, сидя, стоя), б) изолирующие,

в) изменяющие центр тяжести тела или его отдельных частей и

г) облегчающие.

Существует много разновидностей исходных положений, изменяющих форму и величину опорной поверхности: лежа на спине; лежа на спине с высоким изголовьем; лежа на животе; лежа на боку; сидя верхом на скамейке; в упоре на коленях; в коленно-локтевом положении; стоя со скрещенными ногами.

Изолирующие исходные положения применяются при необходимости усилить локальное воздействие физических упражнений и выключить всякого рода компенсаторные движения. Например, для усиления воздействия на позвоночник наклонов туловища в сторону целесообразно использовать исходный положения «стойка ноги вместе, носки сомкнуты» и «сидя верхом на скамейке» так как при этом уменьшаются и исключаются (во втором случае движения в тазобедренных суставах. Повороты туловища оказывают более сильное локальное воздействие, если выполняются в исходных положениях «сидя по-турецки» и «сидя верхом на скамейке».

Исходные положения с изменением центра тяжести всего тела или отдельных его частей служат для увеличения или уменьшения нагрузки. Например, при наклонах туловища в сторону чем выше руки (на поясе, у плеч, за головой, вверху), тем труднее упражнение; при сгибании рук в упоре чем выше упор, тем легче выполнять упражнение.

Облегчающие исходные положения уменьшают силу тяжести конечности или способствуют ее использованию для движения, уменьшают трение конечности о соприкасающуюся с ней поверхность, создают наиболее оптимальный угол для приложения силы мышцы к рычагу, который они приводят в движение. Такие исходные положения применяются для тренировки ослабленных мышц и выявления активных движений у больных, перенесших паралич. Например, для уменьшения силы тяжести предплечья при сгибании в локтевом суставе рука поддерживается в таком положении, чтобы сгибание совершалось в горизонтальной плоскости; при ослабленных мышцах передней поверхности голени разгибание в голеностоп- . ном суставе (тыльное сгибание) легче всего выполнять в исходном положении лежа на животе с согнутой в коленном суставе под прямым углом ногой (тяжесть стопы облегчает движение); движения ногами в положении лежа, не отрывая их от опоры, легче выполнять на гладкой поверхности (подкладка из органического стекла); для облегчения сгибания в локтевом суставе предварительно (пассивно) создается тупой угол между плечом и предплечьем.

Темп выполнения. Медленный темп, как правило, дает организму меньшую нагрузку. Упражнения, выполняемые в медленном темпе, оказывают преимущественно влияние на трофические функции, т. е. способствуют укреплению мышц и восстановлению костной ткани. При быстром же темпе наиболее сильному воздействию подвергаются сердечно-сосудистая и нервная системы. В тех случаях, когда организму свойствен средний темп выполнения тех или иных движений, работа в медленном темпе оказывает более сильное воздействие на нервную систему. Так, медленная ходьба утомляет больше, чем обычная. Силовые упражнения, выполняемые в медленном темпе, оказывают более сильное воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы. Например, быстро сесть из положения лежа на спине с фиксированными ногами легче, чем медленно; очень медленно встать из приседа значительно труднее, чем встать быстро. Увеличение амплитуды движений оказывает более сильное воздействие на организм.

Эмоциональный уровень проведения занятий. Отдавая должное благотворному влиянию положительных эмоций, следует учесть, что «передозировка» эмоций, особенно при занятиях с тяжелобольными, может привести к ухудшению их состояния.

Плотность занятия. Соответствие плотности занятия состоянию занимающихся обеспечивается соблюдением оптимальной длительности перерывов между отдельными упражнениями и, как правило, бывает малая плотность — 50%, реже средняя — 75%. Высокая допустима при занятиях с молодыми людьми, перенесшими травмы, и с некоторыми группами санаторных больных.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: