Общая и моторная плотность урока

моторная плотность урока

Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Определяется плотность урока в целом и по частям. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени урока рас­считываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока должна приближаться к 100% в зависимос­ти от типов урока. На снижение общей плотности урока влияют следу­ющие причины:

1) неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевре­менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

—   неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организа­ция и содержание урока, приводящие к паузам;

—   излишняя и малоэффективная словесная информация для уча­щихся на уроке;

—   неудовлетворительная дисциплина учащихся, что приводит к нера­циональным затратам времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Моторная плотность урока — это отношение времени, затраченно­го учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности урока.

Для расчета моторной плотности необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (tакт), умножить на 100% и разделить на общее время занятий урока (t общ).

моторная плотность урока

Общая плотность урока — это отношение педагогически оправдан­ных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности уро­ка В. Ф. Новосельский предлагает включать следующие пе­дагогически целесообразные мероприятия:

1)   организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2)   сообщение и закрепление теоретических сведений;

3)   проведение общеразвивающих упражнений;

4)   инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление оши­бок), помощь, страховку;

5)   подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащих­ся на уроке и т.д.;

6)   изучение техники физических упражнений, воспитание физичес­ких качеств;

7)   методическую подготовку учащихся, формирование умений само­стоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8)   мотивацию учащихся;

9)   использование наглядных пособий, технических средств, показ уп­ражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, пос­тановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности урока или его частей хрономет­рируются и суммируются показатели времени, затраченного на все виды педагогически оправданных работ на уроке. Это время умножает­ся на100% и делится на общее время урока.

Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и ме­тодов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока. При совершенствовании техники физичес­ких упражнений и развитии физических качеств плотность урока мо­жет достигать 70-80%, а при изучении новых двигательных действий моторная плотность может составлять 50%.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показате­лям частоты сердечных сокращений (ЧСС) должна быть не ниже 130 уд//мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца, соответствует порогу тренирующей нагрузки).

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на заня­тиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд//мин .

1. Требования к решению оздоровительных задач :

•    Следить за санитарно-гигиеническим состоянием занятий до начала урока и в процессе его проведения.

•    Проверить костюмы занимающихся, их опрятность, соответс­твие содержанию занятий, условиям его проведения.

•    Соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений.

•    Подбирать упражнения в соответствии с возможностями зани­мающихся.

•    Наметить целесообразную последовательность выполнения физических упражнений на уроке.

•    Определить дозировку физических упражнений в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности и возможнос­тей занимающихся.

•    Применять дифференцированный и индивидуальный подходы к занимающимся.

•    Использовать способы чередования нагрузки и отдыха. Специ­альные паузы для отдыха и их частота, продолжительность и соответствие предыдущей нагрузке при выполнении физичес­ких упражнений.

•    Уделять внимание вопросам самооценки нагрузок учащимися, учету самочувствия, выработке глубокого ритмичного дыха­ния, формированию правильной осанки, профилактике плос­костопия.

•    Подбирать информацию и сообщения по основам знаний и ги­гиеническому назначению отдельных физических упражне­ний, о регулировании нагрузок по ходу урока.

•    Приучить учащихся к гигиеническим процедурам после окон­чания урока (обтиранию, мытью рук и т.д.).

Планомерное и целенаправленное использование в учебно-воспи­тательном процессе методов педагогического контроля за состоянием здоровья занимающихся значительно повышает эффективность каж­дого урока физической культуры и спорта.

2. Требования к воспитанию физических качеств у учащихся:

—    планировать учебный материал по воспитанию двигательных ка­честв в годовом плане-графике и конспектах урока. Отработать матери­ал, определить дозировку, распределить по частям урока;

—   подготовить необходимые методические пособия (карточки, кино­граммы, учебные кинофильмы, кинокольцовки, видеозаписи и др.) и учебное оборудование;

—    формировать у учащихся интерес к учебному материалу, ставить задачи перед напряженной работой;

—     использованные средства (упражнения, комплексы, эстафеты, подвижные игры и др.) и их эффективность в решении задач урока;

—   применять методы (равномерный, переменный, повторный, интер­вальный, круговой, сопряженно-принудительного воздействия, рас­члененного упражнения и др.) при разучивании и выполнении различ­ных упражнений и оценивать достигнутые результаты;

—   употреблять дифференцированный подход к учащимся в воспита­нии двигательных качеств с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. Определить приемы диффе­ренциации нагрузки;

—   знать и учитывать критические зоны воспитания основных двига­тельных качеств у учащихся различных возрастных групп;

—    определять во время урока и учитывать внешние признаки утом­ления у учащихся (резкое покраснение или побледнение лица, потли­вость, учащение дыхания, появление некоординационных движений, покачивание, замедленное выполнение команд, жалобы на усталость, боль в ногах и сердце, одышка, тошнота);

—   научить учащихся навыкам самоконтроля за реакцией организма на нагрузку и использование их в процессе урока и самостоятельных занятий;

—    выдавать задание для самостоятельных занятий учащихся в пос- леурочное время. Их проверка и оценка. Выставление оценок в днев­ник, журнал. При подведении итогов уроков следует дать характерис­тику эффективности каждого из средств и методов, использованных на уроке, высказать советы и конкретные предложения по устранению не­достатков.

3. Формирование основ знаний у учащихся:

•    материалы по разделу «Основы знаний» должны быть запла­нированы в годовом плане-графике и конспекте урока; отбор материала для урока; уточнение его объема и перечня;

•    подготовить необходимые методические пособия — таблицы, карточки, технические средства;

•    наметить, в какой момент урока будут сообщаться знания с учетом специфики материала;

•    уметь лично и экономно преподносить учебный материал, от­бирать факты, четко излагать основные понятия и ведущие идеи. Уметь сосредотачивать внимание учащихся на главном;

•    использовать знания учащихся, полученные на уроках физи­ки, математики, физиологии, общей биологии (межпредмет­ные связи);

•    создавать условия для формирования навыков и умений при­менять полученные знания в практической деятельности ( пра­вила составления комплексов упражнений УГГ; научить опре­делять функциональную нагрузку по ЧСС; готовить места для занятий; судейство игр);

•    развивать познавательные возможности учащихся. Предла­гать проблемные ситуации и вопросы к учащимся;

•    проверять усвоение материала урока, определять формы про­верки (беглый, выборочный, тотальный опрос; оценка фраг­мента диафильма, карточки, посвященной соответствующей проблеме, например: расставить в нужном порядке упражне­ния, найти ошибку в правилах и др.);

• сообщить учащимся список литературы для самостоятельного закрепления пройденного на уроке материала, углубления и расширения знаний.

4. Требования к применению методов практического обучения дви­гательным действиям, умению подбирать их эффективно использовать в учебном процессе:

1)   раздельное разучивание составных частей движения с последую­щим объединением их в единое целое. Целесообразность расчлене­ния, соблюдение меры в работе над составными частями; своевре­менность перехода к целостному выполнению упражнения; внима­ние к процессу выполнения элементов и связи между ними.

Подводящие упражнения для усвоения двигательного акта:

2)  целостное разучивание двигательного действия:

а) первоначальное разучивание в упрощенной форме;

б) разучивание в облегченных условиях;

в) целостное разучивание в основном варианте;

3) целесообразность избранного варианта, наличие необходимых пред­посылок для полноценного обучения;

4)  умение акцентировать внимание учащихся на основном механизме техники движений;

5)  умение своевременно обнаружить и исправить допущенные учащи­мися общие и индивидуальные ошибки;

6) умение в ходе обучения рассчитать первоначальные нагрузки и пос­тепенно увеличивать их с целью совершенствования действий, обес­печения развития интеллектуальных, двигательных и волевых ка­честв;

7)  использование игр и соревнований для совершенствования двига­тельной деятельности;

8)  умение преподавателя сконцентрировать внимание занимающихся на качестве действий и поступков, добиться своевременного пони­мания и исправления недочетов и ошибок, корректировать эмоци­ональные проявления.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: