Маховые движения в художественной гимнастике

Маховые движения развивают мышечное ощущение, которое позволяет уточнить, когда и какие мышцы включаются в работу и с какой силой, какая оптимальная скорость в чередовании мышечных напряжений, т. е. вырабатывают умение экономно двигаться.

Маховые движения делятся на махи и взмахи. Махом называется дугообразное движение тела или части тела при свободном падении его в силу собственной тяжести. Каждое маховое движение состоит из двух частей: напряжения и расслабления. Мышцы напрягаются перед свободным падением тела (части тела).

Взмахи основываются на толчкообразном напряжении мышц для получения начального импульса к движению, за которым следует расслабление и дугообразное движение в силу инерции. Подготовительное движение для толчка называется замахом. В большинстве случаев замах противоположен направлению взмаха. Конечное движение предыдущего взмаха является замахом следующему движению. При подготовке к новому взмаху (толчку), при переходе к новому движению другого характера или с принятием определенного положения напряжение в мышце нарастает. Образно можно сказать: «При расслаблении тело движется, как ему хочется, при маховых движениях — как хочется гимнастке».

Маховые движения, являются типичными целостными упражнениями, т. е. в движение вовлекается все тело. Толчок и подготовка к нему выполняется центральным движением, которое исходит от туловища. Например, при взмахе рукой вниз подготовительным движением является небольшое потягивание туловища с поднятием руки в сторону-вверх — замах, при котором движение туловища усиливает интенсивность последующего толчка.

Нельзя назвать маховым движением медленное дугообразное движение, выполняемое с равномерным напряжением мышц. Такое движение принадлежит к силовым упражнениям.

Различаются дугообразные и круговые махи, которые выполняются руками, ногами, туловищем и всем телом. Последовательные дугообразные махи называются маятникообразными. Выполняя последовательно круговые махи, можно образовать «восьмерки». Соединяя круговые и дугообразные махи получается петлеобразный мах. Все названные маховые движения можно выполнять в различных плоскостях и направлениях, а также на основе техники как махов, так и взмахов.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАХОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

321
При выполнении взмахов толчок всегда виден, подчеркнут. Подчеркнуто начало каждой фазы маятникообразного взмаха; при кругообразном, петлеобразном взмахе и «восьмерках» подчеркнуто начало круга, петли, «восьмерки». От силы толчка зависит характер взмаха, т. е. интенсивность, скорость, легкость, проте-каемость. Чем резче толчок, тем быстрее протекает взмах; чем сильнее толчок, тем шире амплитуда взмаха.

Изучению маховых движений предшествует освоение техники пружинных движений и расслаблений. Первые повышают стремительность махов, а умение расслабляться обеспечивает максимальную амплитуду махового движения.

Изучение маховых движений предусматривается как начинающими, так и более подготовленными гимнастками. Разучивание маховых движений начинается с махов, свойственных для обычного естественного движения. Активизация таких естественных махов помогает наилучшим образом прочувствовать характер взмахов, например, интенсификация движения рук при ходьбе (менять положение рук импульсом). Типичная ошибка начинающих гимнасток — недостаточная динамичность, текучесть, свобода и целостность движения. Во время упражнения динамичность пропадает, как правило, при неправильном соотношении между напряжением (толчок) и расслаблением (взмах). В таком случае упражнение явно не под силу занимающимся. Если маховые упражнения выполняются как силовые, то причиной этому является еще не достигнутое занимающимися умение расслаблять мышцы. На занятиях с более подготовленными гимнастками к взмахам присоединяют другие виды движений. Например, к взмахам рук присоединяют танцевальные движения, прыжки; к взмахам туловища — пружинные движения, повороты; к взмахам ног — различные движения рук.

Оставьте комментарий