ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИИ

Осанка — привычное положение тела в положении стоя и сидя.

Дефекты осанки. Они заключаются в изменении положения ту-овища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение ли уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Различают следующие дефекты осанки: руглая, кругловогнутая и плоская спина. Круглая спина ха-актеризуется увеличением грудного кифоза и уменьшением шейного и поясничного лордоза. При этом дефекте осанки грудь западает, плечи выдаются вперед и свисают, лопатки отступают назад, живот выпячен вперед. Кругловогнутая спина отличается увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза. При этом дефекте происходит уплощение грудной клетки, живот выступает вперед. Плоская спина характеризуется уплощением всех физиологических изгибов. Уменьшается рессорное свойство позвоночника, что может привести к компенсаторному изгибу во фронтальной плоскости — сколиозу.

Дефекты осанки наблюдаются у физически слабых детей. К таким дефектам может привести длительное неправильное положение тела — например, фиксированная неправильная поза за партой.

Дефекты осанки не только некрасивы, но и ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки и диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, при этом ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт. У детей с дефектами осанки часто отмечаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений плохая. Они обычно замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе. Ребенок должен спать на ровной жесткой постели, правильно сидеть за партой и столом, длительно не носить груз в одной руке.

Лечебная физическая культура способствует выработке правильной осанки, улучшает общее состояние ребенка, функцию сердечнососудистой, дыхательной и других систем, укрепляет мышцы, особенно туловища.

В занятия лечебной физической культурой включают различные общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища. Для укрепления мышц туловища широко используется исходное положение лежа. В положении лежа на спине применяются упражнения с различными движениями ног: подъемы ног, отведения и приведения, круговые движения и переход из положения лежа в положение сидя. В положении лежа на животе — отведение ног назад, прогибание туловища назад, отрывая голову и плечи, одновременное отведение ног назад и прогибание туловища (отводить ноги назад и приподнимать плечи следует не очень высоко). Все эти упражнения выполняются в медленном темпе.

Применяются упражнения со статической задержкой в положении прогибания туловища и в сближении лопаток. Для детей среднего и старшего школьного возраста можно использовать с целью укрепления мышц упражнения с гантелями и упражнения в сопротивлении в положении стоя. В исходном положении лежа применяются также упражнения в потягивании.

В исходном положении на четвереньках выполняются упражнения в поднимании руки и ноги и прогибании туловища. При круглой спине это положение используется более широко для увеличения подвижности позвоночника в грудном его отделе и передне-заднем направлении.

В положении стоя наряду с упражнениями, укрепляющими мышцы туловища и конечностей, выполняется много других упражнений для выработки навыка правильной осанки.

Выработка навыка правильной осанки — это длительный процесс. Ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. На каждом занятии перед зеркалом он должен принимать правильную осанку и хорошо прочувствовать свои мышечные усилия, необходимые для ее удержания. Для воспитания мышечно-суставного чувства правильной осанки применяются также упражнения у стены: ребенок касается стены затылком, плечами, ягодицами и пятками, а затем, отходя от нее, сохраняет правильное положение. На занятии очень важно неоднократно фиксировать внимание ребенка на правильной осанке и сразу же исправлять все ошибки.

Выработке правильной осанки помогают специальные упражнения, требующие устойчивого внимания: упражнения в равновесии, ходьба с предметами на голове, игры, в которых ребенок должен следить за своей осанкой.

Дефекты осанки ухудшают функцию органов дыхания. Ребенок, стремясь удержать правильную осанку, напрягает мышцы грудной клетки и дышит поверхностно. Для обучения правильному дыханию применяются дыхательные упражнения.

На занятиях широко используются различные предметы: мячи, набивные мячи, булавы, гантели весом 0,5—1 кг. Используется и гимнастическая палка, но осторожно, так как некоторые ее положения могут усилить дефекты осанки (например, при вогнутой спине держание палки за спиной будет способствовать увеличению поясничного лордоза). Применяются упражнения на гимнастической стенке, но только смешанные висы и лазание.

Для повышения эмоциональности занятий в каждое из них должны включаться 2—3 игры. Продолжительность занятия — 45 мин. Их проводят 3 раза в неделю в течение одного учебного года.

Дети с дефектами осанки не освобождаются от занятий физкультурой по основной программе и должны посещать дополнительные занятия в специальных группах корригирующей гимнастики.

Сколиоз. Как указывалось выше , сколиоз — это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое обычно сопровождается скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси.

Сколиозы бывают врожденными (при пороках внутриутробного развития позвоночника) или развиваются вследствие заболеваний (паралич, рахит). Причиной их может быть разная длина ног (в результате травмы или заболевания конечности). В ряде случаев причина развития сколиозов неизвестна. Способствует их развитию длительное неправильное положение тела и слабое физическое развитие ребенка.

Различают три степени сколиоза: I степень характеризуется небольшим искривлением позвоночника и небольшим скручиванием позвонков (выявляется только на рентгеновском снимке). При напряжении мышц спины в положении лежа или в висе искривление исчезает. При осмотре заметен разный уровень плеч и лопаток, треугольники талии (пространство между рукой и туловищем) не симметричны. II степень характеризуется выраженными искривлениями позвоночника, скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, вызывающим образование реберного горба. Напряжения мышц не исправляют искривление. При III степени искривление позвоночника и реберный горб резко выражены. Сколиоз ухудшает функцию органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу, вызывая быструю утомляемость.

Лечебная физическая культура, оказывая общеукрепляющее действие на весь организм, улучшая деятельность внутренних органов, совершенствует физическое развитие ребенка, улучшает осанку, укрепляет мышцы туловища и может при сколиозе I степени устранить искривление, при сколиозе II степени остановить развитие патологического процесса и уменьшить искривление. При сколиозе III степени в случае консервативного лечения физическими упражнениями оказывается общетонизирующее воздействие и осторожно проводится укрепление мышц.

В методике занятий лечебной физической культурой при сколиозе I степени соблюдаются те же принципы, что и при дефектах осанки. В различных исходных положениях выполняются упражнения для укрепления мышц туловища и создания крепкого мышечного корсета. Много времени на занятиях отводится созданию навыка правильной осанки. Используются также дыхательные упражнения, упражнения, совершенствующие координацию движений. В основном применяются симметричные упражнения.

Учащиеся со сколиозом 1 степени помимо уроков физической культуры в школе занимаются корригирующей гимнастикой в поликлиниках или в специальных группах вместе с детьми, имеющими дефекты осанки. На занятиях не применяются асимметричные упражнения и не увеличивается подвижность в боковой плоскости. Продолжительность занятия — 45 мин. Они проводятся 3 раза в неделю минимум в течение одного учебногогода.

При сколиозе II степени в начале курса лечения применяются главным образом исходные положения лежа. Это связано с необходимостью разгрузить позвоночник и позволяет широко использовать симметричные упражнения с целью укрепления мышц туловища. Опытный методист при индивидуальных занятиях может включать в каждое из них несколько асимметричных упражнений, направленных на выравнивание искривления и раскручивание позвоночника. Применение висов не показано, так как более сильные мышцы на вогнутой стороне позвоночника сокращаются сильнее, чем растянутые мышцы на выпуклой стороне.

Упражнения для укрепления мышц туловища могут быть следующими:

выполняемые в исходном положении лежа на животе: I) руки к плечам. Поднимание головы и верхней части туловища (не прогибаясь в пояснице); 2) руки вверх. То же движение; 3) ноги назад поочередно (незначительно прогибаясь в пояснице). То же двумя ногами; 4) движения руками как при плавании брассом; 5) руки за голову. Прогибание в грудной части и удержание этого положения; 6) «рыбка»;

выполняемые в исходном положении лежа на спине: 1) поднимание прямых ног поочередно и одновременно; 2) поднимание прямых ног поочередно и одновременно; 3) переход в положение сидя с различными исходными положениями для рук (под поясницу, вдоль туловища, на пояс, к плечам, за голову, вверх).

В дальнейшем по мере укрепления мышцы туловища широко используется исходное положение стоя для выработки навыков правильной осанки.

При прогрессирующем сколиозе проводят лечение в стационарах. В комплекс лечебных средств входят физические упражнения, лечр-ние положением и ортопедическая помощь.

Плоскостопие. Это — уменьшение сводов стопы. Стопы выдерживают тяжесть тела, обеспечивают плавность походки, амортизируя сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках. Эти функции стопа выполняет благодаря своему сводчатому строению.

Различают два продольных (внутренний и наружный) и поперечный своды. Они поддерживаются связочным аппаратом и мышцами. Наибольшее значение в поддержании свода стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинные сгибатели пальцев стопы. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает быстрое утомление ног и боли.

Для предупреждения плоскостопия следует укреплять мышцы голени и стопы и выработать навык правильной ходьбы (не разводя носков).

Занятия лечебной физической культурой увеличивают силу мышц, поддерживающих свод стопы, благодаря чему удается остановить развитие плоскостопия, а при начальных стадиях исправить его. Применяются общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног и туловища. Особое внимание обращают на укрепление мышц, поддерживающих свод стопы. К таким упражнениям относятся ходьба на наружных краях стоп и на носках, сгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов и поднимание их прямой ногой, приседания в положении носки внутрь, пятки разведены, в положении со скрещенными ногами, лазание по гимнастической лестнице и канату с захватыванием пальцами ног реек и каната. Все упражнения для ног выполняются без обуви. Продолжительность занятия — 30 мин.

Полезно ходить босиком по песку и свежескошенной траве.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: