К вопросу о необходимости включения дисциплины «История профессионального спорта» в программу подготовки менеджеров в спорте

В конце ХХ — начале ХХ! вв. в мире произошли серьезные социально­политические и экономические изменения. Социально-экономические реформы, происходящие в Республике Беларусь, оказали глубокое воздействие на все стороны общественной жизни. Ушли в прошлое многие популярные и традиционные ранее формы организации физкультурно-спортивной работы, получили приоритетное развитие рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта, которые заметно изменили положение спорта в системе общественных ценностей. Децентрализация управленческих отношений на государственном уровне, переход от командно-административной системы управления отраслью к правовому ее регулированию, становление и развитие отношений бизнеса в спортивной сфере создали объективные предпосылки для профессионального коммерческого спорта, десятилетиями накапливающего свой потенциал в недрах отечественной системы физической культуры.

Развитие спорта оказалось под мощным влиянием процессов, происходящих в спорте западных стран. Возникли вопросы правового статуса спортсменов, их социальной защиты, возможности выступлений в зарубежных спортивных клубах. Появилась объективная потребность в анализе тенденций развития некоторых видов профессионального спорта, определении его организационных и социально­экономических основ, места и значения в современном обществе, а также возможность использования западноевропейского и американского опыта для развития профессионального спорта в Республике Беларусь.

Необходимо выделить отличия профессионального коммерческого спорта от спорта высших достижений (олимпийского). Данные отличия можно разделить на две группы, условно обозначив первую как «общие», а вторую как «специфические». К числу первых относятся:

  • Выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований.

Правовое обеспечение                  (наличие специального законодательства,

регламентирующего управленческие и трудовые отношения).

  • Организационно-управленческие отличия, проявляющиеся в стремлении профессиональных клубов к созданию объединений (лиг, союзов и т. п.), задача которых — не только проведение соревнований, но и отстаивание общих экономических интересов партнеров.
  • Иная функциональная ориентация, в первую очередь на зрелищность и рекламу, приятное времяпрепровождение и досуг зрителей.
  • Источники финансирования.
  • Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).
  • Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).

Ко второй группе следует отнести:

  • Отличия в календарях соревнований с акцентом на общей продолжительности и насыщенности соревнованиями.
  • Отличия в классификации спортсменов: коммерческие отношения в спорте предполагают иные критерии, чем спортивные разряды и звания. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т. п.
  • Отличия в правилах проведения соревнований, направленные в первую очередь на усиление зрелищности и контакта соперников.
  • Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональный спорт — разновидность предпринимательской деятельности спортсменов-профессионалов и спортивных функционеров, целью которой является производство спортивного зрелища, приобретающего форму товара. Необходимое условие реализации такого товара — его высокое качество, обеспечиваемое мастерством спортсменов, острой конкуренцией между отдельными спортсменами и командами, высокоэффективным маркетингом. В этих условиях покупателями спортивного зрелища становятся как зрители, так и другие субъекты рынка — промышленные компании, средства массовой информации, а в отдельных случаях — государство. Принципиально важен интерес зрителей к предлагаемому зрелищу. Зрительский интерес предопределяет не только доходы от продажи билетов, разнообразных товаров и услуг, но и является первостепенным условием для заключения соглашений между лигами, клубами, спортсменами с одной стороны, спонсорами и средствами массовой информации — с другой. Реализация спортивного зрелища дает возможность организациям профессионального спорта и спортсменам восполнить расходы, связанные с их предпринимательской деятельностью, а при благоприятном стечении обстоятельств получать прибыль.

В связи с этим включение дисциплины «История профессионального спорта» в учебный план подготовки специалистов по направлению специальности «Менеджмент в спорте» является целесообразным и логически связано с другими дисциплинами: «Правовые основы ФКиС», «Бизнес и предпринимательство», «Организация и экономика ФКиС», «Менеджмент спорта», «Маркетинг спорта».

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: