Источники стресса на работе

У спортивных тренеров стрессовые нагрузки на работе обычно цикличны. Как правило, очень на­сыщенными являются несколько недель, когда конец предыдущего сезона совпадает с началом следующего. К другим источникам стресса отно­сятся: большой объем работы с высокими требо­ваниями (медицинская, преподавательская и ад­министративная деятельность), длинный рабочий день, ограниченные кадровые и финансовые ре­сурсы для поддержания соответствующего каче­ства обслуживания потребность студентов и дру­гих заинтересованных сторон (инструкторов, членов семьи) в эмоциональной отдаче, а также конфликты с коллегами и начальством [8]. Нако­нец, стресс на работе и профессиональное «выго­рание» могут усиливаться в случае, если тренер чувствует, что его работа не ценится и не возна­граждается должным образом [9]. Большинство спортивных тренеров выбирают свою специаль­ность, так как ощущают стремление работать на спортивной площадке, полагая, что их профессия является полезной и важной, и много внимания уделяют своим клиентам. Ирония заключается в том, что именно это стремление и необходимый для эффективной работы высокий уровень меж­личностного взаимодействия повышают воспри­имчивость тренеров к профессиональному «выго­ранию» [4, 10]. По мере увеличения стресса важ­ная, многообещающая и значительная работа ста­новится тяжелой рутиной [11].

Ощущение стресса на работе строго индиви­дуально. Он происходит, когда человек не в со­стоянии преодолеть сложившиеся обстоятель­ства или приспособиться к ним [4]. У опытных спортивных тренеров уровень стресса ниже, так как им уже приходилось сталкиваться с аналогич­ными ситуациями. Эмоциональные люди в боль­шей степени подвержены стрессу и профессио­нальному «выгоранию» [ 12]. Кроме того, большое значение имеет поддержка в рабочем коллективе [6,7]. Уровень стресса выше при низкой сплочен­ности коллектива или изолированности спортив­ных тренеров от работников других специально­стей. Также стресс усугубляется, если тренеры ощущают свою неравноценность по сравнению с другими членами группы, например, если они считают необходимым ограничить физическую активность данного пациента, а инструктор по­буждает его вернуться к соревнованиям [5]. И наоборот, рабочий стресс и профессиональное «выгорание» уменьшаются при позитивных от­ношениях с коллегами и начальством, контроле продолжительности рабочего дня и правильном распределении сил [13-15].

Оставьте комментарий