Физическое воспитание студентов в России

Организованное физическое воспитание студентов, как подчеркивает В. Н. Смирнов, берет свое начало с курсов шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета Лебедевым И. В. в Санкт-Петербургском университете. Он обратился к ректору университета с докладной запиской «Об устройстве кабинета физического развития», и 1 ноября 1901 года в университете были открыты курсы шведской гимнастики и атлетики. Начались ежедневные занятия физическими упражнениями. Заведующим курсов был назначен И. В. Лебедев, который привлек к преподаванию на курсах В. П. Крестьянсона (Чемпиона России по гимнастике) и Ф. С. Никитенко (преподавателя фехтования). В составленную И.В. Лебедевым учебную программу вошли гимнастика, атлетика, бокс, фехтование на рапирах и эспадронах, городки, теннис, футбол, метание диска, толкание ядра, а также предполагалось включить в программу лыжи.

Таким образом, курсы шведской гимнастики и атлетики стали аналогом кафедры физического воспитания, а занятия на них — первыми в России организованными занятиями физическими упражнениями в вузах. Как отмечает в своей работе В. Н. Смирнов (2000), до открытия «Курсов» организованные занятия в высшей школе не только отсутствовали, но и почитались даже как бы несовместимыми с понятием университетского или вообще академического образования.

Многие студенты Санкт-Петербургского университета, увлекавшиеся спортом в 90-х годах XIX века, вынуждены были заниматься в различных спортивных кружках вне стен университета, часто скрывая свое имя за инициалами и псевдонимами. Так, например, появился псевдоним «Панин» у студента университета Н. А. Коломенкина — будущего первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию на коньках. Поэтому первые открытые соревнования на «Курсах», где все студенты выступали под своими именами, необходимо рассматривать как прорыв, как конец эпохи запретов, как признание за спортивными занятиями права на существование в высшей школе. Ученики и сподвижники «Курсов» позже направлялись для налаживания работы в другие вузы Санкт-Петербурга: политехнический, лесной, военномедицинскую академию и др.

Развитие физической культуры и спорта в вузах дореволюционной России получило новый импульс после 25 августа 1905 года, когда правительство пошло на уступки и ввело в университетах так называемые «фирменные правила», устанавливающие автономию университетов. Данное решение способствовало введению в 1907 году в Уставы институтов и университетов России «Правила о студентах», которые регламентировали создание студенческих организаций, в том числе — спортивной направленности.

В настоящее время учебный предмет «физическое воспитание» в вузах России осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов и реализуется в многообразных и взаимосвязанных формах. Преподавание учебной дисциплины позволяет выявить важные социальные функции, выполняемые физической культурой в вузе, способствующие подготовке высококвалифицированных специалистов.

При изучении вопросов развития физического воспитания и организации студенческого спорта в высших учебных заведениях России важным является анализ документальных и нормативных данных, подготовленных в сфере высшего образования соответствующим уполномоченным федеральным органом государственной власти, в том числе Приказов, Правил, Программ, Положений и Инструкций по физическому воспитанию в вузах. В этой связи представляло интерес выявление тенденций в содержании учебных программ, характеризующих спортивную направленность в работе кафедр физического воспитания гуманитарных и технических университетов страны.

Русский просветитель Н. И. Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые вводит в нашей стране понятие «физическое воспитание».

Выявление и утверждение физического воспитания как органической и неотъемлемой части системы всестороннего воспитания также рассматривал Карл Маркс (сентябрь 1866 г.). Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание; во-вторых, физическое воспитание, такое воспитание, которое дается в гимнастических школах и военными упражнениями; в-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».

Следует отметить, что организация процесса физического воспитания студенчества предполагает безусловное наличие ряда условий. Важнейшее из них — наличие педагогических кадров в области физического воспитания в России. Исследования Н. Н. Поплутиной позволили выявить, что первыми в России были следующие учебные заведения по подготовке преподавателей в сфере физической культуры: Гимнастическая команда Балтийского флота; Военно-морское гимнастическое заведение (1858-1878); Учительская семинария военного ведомства (1863-1885); Главная гимнастическая фехтовальная школа.

В начале XIX века в России была проведена реформа высшего образования, которая соответствовала либеральному курсу правительства. Стало очевидным, что демократизация высшего образования состоит не столько в отсутствии привилегированных сословий, сколько в кардинальном изменении норм и правил внутреннего устройства жизнедеятельности университета, с целью индивидуализации обучения и учета внимания студентов к разнообразной двигательной деятельности.

Новый Министерский Устав 1884 года, появившийся в условиях жестокой правительственной реакции, отменил автономию вузов и поставил университеты в полную зависимость от Министерства народного просвещения Российской империи и попечителей учебных округов. По данным Шувалова Ф. П., студенческий спорт в дореволюционной России появился только тогда, когда правительство пошло на уступки и ввело в университетах так называемые «фирменные правила» от 25 августа 1905 года, устанавливающие автономию университетов. Именно данное решение способствовало введению в 1907 году в Уставы институтов и университетов России «Правил о студентах», которые регламентировали создание студенческих организаций, в том числе спортивной направленности. Следует отметить, что в 1901 году Министерство народного просвещения Российской империи издало «Временные правила организации студенческих учреждений в вузах», разрешающие создавать кружки пения, танцев, а также «заниматься разного рода физическими упражнениями». Вместе с тем многие директора вузов не давали «особого согласия» на внедрение их в практику. Однако уже к 1916 году в 35 из 105 высших учебных заведений России появились спортивные и гимнастические студенческие организации. Большинство их было в Санкт-Петербурге (около десяти): гимнастический и спортивный кружок студентов-электротехников; кружок физического развития студентов Лесного института: кружок спортсменов Политехнического института; спортивный кружок студентов Технологического института; гимнастическо-спортивный кружок студентов Горного института и Института гражданских инженеров; студенческий кружок любителей природы и охоты; студенческий яхт-клуб и др. В Москве было шесть спортивных кружков, в том числе при Университете, Сельскохозяйственном институте, Катковском лицее, Коммерческом институте, Высших женских курсах.

В Киеве работал спортивно-гимнастический кружок при Политехническом институте, при Университете, а также в Киевском студенческом обществе правильной охоты. Вместе с тем существовали студенческие спортивные организации в городах: Харькове, Воронеже, Казани, Новороссийске, Орле, Риге, Томске, Юрьеве.

Подъем интереса к организации спорта среди студентов характеризовался двумя направлениями: во-первых, созданием спортивных команд в учебных заведениях по видам спорта; во-вторых, формированием спортивных клубов, занимающихся вопросами организации спортивных мероприятий. Среди студентов культивировались различные виды спорта: легкая атлетика, лыжи, фехтование, тяжелая атлетика, борьба, бокс, плавание, гребля, водномоторный спорт, футбол, хоккей, теннис, гимнастика, шахматы. Наиболее популярными были футбол и легкая атлетика.

В 1911 году в Петербурге была организована спортивная студенческая лига, которая объединяла вузовские спортивные кружки и клубы города. Руководство вузов не запрещало студентам заниматься спортом по двум причинам:

— разрешение студентам управлять некоторыми видами их собственной деятельности стало современной и модной идеей;

— наличие квалифицированной спортивной команды делало студенческую жизнь более привлекательной для вуза и для привлечения будущих студентов.

В Москве в январе 1916 года состоялась организационное собрание представителей спортивных кружков Московского университета, сельскохозяйственного, коммерческого

институтов, Московского института инженеров путей сообщений, Школы живописи, ваяния и зодчества и других вузов. На этом собрании было учреждено Общемосковское студенческое спортивное общество (ОССО) и избрано его правление. Деятельность ОССО позволила начать регистрировать студенческое движение в стране, утвердить положение и календарь студенческих соревнований, решить вопросы объективности судейства и выявить сильнейший спортивный вуз России.

Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов.

После Октябрьской социалистической революции в России (1917) стало более активно и многогранно развиваться содержание физического воспитания. Важной составляющей рождения физического воспитания как отдельного направления является созданный 4 июня 1918 года Совет по всеобщему военному обучению (ВСЕВОБУЧ), который в целях ускорения военной подготовки разработал специальную программу физического воспитания, При этом физическое воспитание студентов проводится в форме обязательной допризывной военнофизкультурной подготовки. Большое место уделяется таким видам студенческого спорта, как гимнастика, легкая атлетика, фехтование, конькобежный и лыжный спорт.

В этой связи следует отметить, что Постановление III съезда РКСМ явилось первым официальным документом, в котором были определены цель и задачи физического воспитания.

«Физическое воспитание подрастающего поколения, — отмечается в материалах съезда, -является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи. В настоящий момент физическое воспитание преследует также непосредственно практические цели: подготовку молодежи 1) к трудовой (производственной) деятельности и 2) к вооруженной защите социалистического отечества».

В 1920 г. утвержден Высший Совет по физической культуре и спорту при ВЦИК, председатель — нарком здравоохранения Н. А. Семашко.

В высших учебных заведениях происходит организационная перестройка физкультурной работы. В 1925 г. ЦБ Пролетстуда утверждает «Положение о кружке физической культуры в вузах». Состоявшаяся в 1925 году первая Всесоюзная конференция по физической культуре признала необходимость ввести физическое воспитание в учебный план подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах СССР. Это позволило инициировать в 1927-1928 гг. введение физического воспитания в учебные планы рабфаков и некоторых педагогических, медицинских, сельскохозяйственных и технических институтов.

В качестве обязательного предмета физическая культура входит в программу обучения студентов вузов с принятием Постановления 19 июля 1929 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР, тем самым заложив основы формирования советской системы физического воспитания в высших учебных заведениях СССР. В дальнейшем содержание и методические основы предмета физического воспитания в вузах страны определяли различные директивные документы. Программами Наркомпроса РСФСР предусмотрено освоение в высшей школе следующих четырех групп задач в соответствии с необходимостью подготовки кадров, которая, по их мнению, «возможна лишь на основе политехнизации всей системы народного образования»:

1) воспитательно-образовательных задач;

2) задач массового оздоровления;

3) военно-прикладных задач;

4) задач политехнического воспитания.

В этой связи авторами программы было рекомендовано при освоении учебного материала использовать так называемые «тематические методы». Например, «Профилактика и коррекция профессиональных вредностей методами физкультуры», или «Игра как метод социально-биологического воспитания». Каждая тема должна прорабатываться со студентами по примерной схеме: а) теоретическая предпосылка — введение к занятию; б) проработка двигательного материала; в) разбор и оценка плана и метода проведения занятий; г) контрольные вопросы студенту для проверки усвоения материала; д) литература для дальнейшей проработки темы; е) в отдельных случаях — консультация для самостоятельной практической «проработки».

Понимая важность согласования программы по физической культуре в системе знаний, было рекомендовано согласовать освоение учебного материала с общественно-политическими дисциплинами, изучаемыми в вузе: основами марксистской педагогики; педологией (человек и его особенности); анатомией, физиологией и гигиеной; военными предметами; пением и ИЗО; трудом (ред. 1929 г.).

Программы по физической культуре были рассчитаны на три года обучения и являлись обязательным предметом для студентов. Однако для обучения на политико-просветительском отделении объем обязательных учебных часов был равен 210, а на физико-механических, историко-философских, кооперативных, общественно-экономических и литературных отделениях он составлял 170 часов. (Согласно полученным при медицинском осмотре данным и результатам контрольных испытаний студенты распределялись в пять учебных групп (медицинских). Было рекомендовано «для удобства учета сдачи норм и наглядности повышения достижений» заводить личную карточку на каждого студента. Обязательной для студентов являлась сдача норм «Готов к труду и обороне» при переходе на третий курс обучения.

Но, хотя в разработанных Наркомпросом программах достаточно подробно излагались особенности физического воспитания в вузе, вместе с тем во многих вузах эта работа была еще организована лишь формально. В связи с этим, в постановлении Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию от 15.04.1933 г. отмечалось, что «…постановка физической культуры во втузах и вузах оказалась урезанной в своей высшей, завершающей части». По этой причине,«… признавая такое положение совершенно ненормальным и в целях изжития недочетов», были разработаны и предложены конкретные организационные мероприятия. В материалах Постановления указано на необходимость включения в учебно-производственные планы занятия физической культурой, в качестве обязательной дисциплины. В связи с необходимостью преподавания физической культуры в объеме 2-х часов в шестидневку, сверх 30 часов недельной сетки, в течение теоретического обучения на всех курсах, но не менее 200 часов для втузов с 4-годичным сроком обучения и не менее 250 часов — с 5-годичным.

С целью организационного становления физической культуры в учебных заведениях, имеющих военные кафедры, рекомендовано «влить физическую культуру» в состав этих кафедр. Во втузах и вузах, не имеющих военной кафедры, физкультуру «выделить на правах самостоятельного курса» с подчинением учебной части.

Исследование разработанных программ по физическому воспитанию для высших учебных заведений позволяет проследить развитие и особенности организации курса по физическому воспитанию студентов. Особое значение имеет история развития нормативных основ организации и содержания работы по развитию студенческого спорта в вузах.

В период с 1918 по 1940 годы было издано достаточно большое количество учебных программ (1929, 1930, 1931, 1933, 1936, 1937), регламентирующих содержание, условия и особенности занятий студентов физической культурой и спортом. Однако наиболее полной по содержанию явилась программа 1933 года («Типовая программа и система средств по физической культуре для втузов наркомата тяжелой промышленности СССР»), в которой основными нормативными показателями по физической культуре являлись требования комплекса ГТО.

Использование средств физической культуры позволяло, по мнению авторов программ, обеспечивать решение целого ряда задач:

1. Воспитания активности, инициативы, жизнерадостности, дисциплинированности, коллективизма в действиях, осознания общественной ответственности.

2. Всестороннего развития организма и его совершенствования; укрепления здоровья и закаливания учащихся.

3. Воспитания основных двигательных навыков военно-прикладного и трудового характера.

4. Воспитания ловкости, подвижности, выносливости, ритма, координации движений и других качеств, необходимых в боевой и трудовой обстановке.

Для втузов рекомендовалось проведение занятий по физической культуре в виде:

• плановых обязательных занятий по 50 или 90 мин.;

• занятий во время непрерывной производственной практики;

• массовых мероприятий (физкультминутки, упражнения с преодолением препятствий ит. п.).

Общее распределение учебных часов было различным от 238 до 378 часов в зависимости от специализации вуза (табл. 1.1).

Структура занятия состояла из трех частей:

• строевая подготовка и общеподготовительные упражнения;

в изучение техники прикладных упражнений и тренировка в них;

• успокаивающие упражнения и игры.

1-1

Оценка успеваемости студентов проводилась интегрально с учетом целого ряда показателей. Так, для получения оценки «отлично» необходимо:

1. Посещаемость занятий — 100%.

2. Сдача норм по сезонам и за год — 100%.

3. Выполнение организационно-инструкторских навыков — 100%.

4. Прохождение врачебного контроля и выполнение всех указаний врача на 100%.

5. Дисциплинированность — нет замечаний.

6. Санитарно-гигиенический минимум — нет замечаний.

Уже в 1933/34 учебном году, когда была проведена Спартакиада вузов НКТП СССР, в ней состязались студенты-спортсмены из 25 вузов страны.

В июле 1935 года в г. Москве была проведена первая межнаркоматовская студенческая всесоюзная Спартакиада высших учебных заведений, включающая соревнования по: легкой атлетике, гимнастике, плаванию, стрельбе, баскетболу, волейболу, футболу и теннису. В ней приняли участие более 3000 студентов.

В 1937 г. с принятием «Программы по физической культуре для вузов» обязательные занятия остались на 1 -м, 2-м, 3-м годах обучения. Дополнительно были введены факультативные занятия. При этом факультативная организация предполагала добровольность посещения студентами учебных занятий. Программой определены следующие требования к организации физического воспитания в вузе:

• физическая культура и спорт в высшей школе являются мощным средством воспитания здоровых, всесторонне развитых строителей социалистического общества, готовых к труду и обороне СССР;

• физическая культура и спорт в высшей школе должны стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса, а также организации здорового досуга студенчества.

В содержании работы по физической культуре указывались требования полной сдачи нормативов комплекса ГТО, кроме лиц, отнесенных по состоянию здоровья к 3 и 4 медицинским группам,

В спортивные секции коллектива физической культуры принимаются все студенты, желающие специализироваться в отдельных видах спорта. Программой определены не только требования проведения вузовских соревнований два раза в учебном году, но и необходимость проведения квалификационных испытаний на присвоение разрядов по видам спорта.
Рекомендовалось распределение часов:

1. Гимнастика …………………………………………………………………..80 часов

2. Легкая атлетика……………………………………………………………..55 часов

3. Лыжи…………………………………………………………………………..45 часов

4. Водный спорт (гребля, плавание)……………………………………….30 часов

5. Спортивные игры (баскетбол, волейбол)………………………………20 часов

6. Велоспорт…………………………………………………………………….10 часов

7. Защита и нападение (дзюдо, рукопашный бой, фехтование) 16 часов

8. Теоретическая подготовка………………………………………………..8 часов

ВСЕГО: 264 часа
Специализация по одному из видов спорта (60 часов) проводится, начиная с 4-го курса, цель которой — выполнение III разряда по избранному виду спорта к окончанию вуза.

Программой регламентировано содержание учебного материала для специализаций по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм, велоспоргу, дзюдо, рукопашному бою, фехтованию. Она была составлена специалистами Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, которые на основании анализа особенностей внедрения учебных программ в высшие учебные заведения страны внесли коррективы и значительно дополнили содержание ее задач. Так, если до 1929 года программа по физическому воспитанию носила военно-прикладной характер, то в 1930 г. главной задачей в программе уже являлось оздоровление студентов. В дальнейшем в программах уделялось внимание на всестороннее развитие и приобретение студентами навыков и качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Именно в этот исторический период развития физического воспитания в вузе были заложены предпосылки организации физической подготовки студентов с учетом их спортивных интересов.

Особенно бурное развитие в вузах физическая культура и спорт получили в 1931 году после введения Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Это уже в 1937 году способствовало постановке более серьезных задач для вузов, чтобы на базе комплекса ГТО студенты могли овладевать основами спортивного мастерства.

Программа 1937 года явилась основой для проведения традиционных Всесоюзных спартакиад среди студентов по отдельным видам спорта. В этом отношении довоенный период успешного внедрения физической культуры в высшие учебные заведения следует характеризовать сочетанием двух основных форм работы:

• академические, обязательные занятия по физическому воспитанию, осуществляемые кафедрами физического воспитания;

• самодеятельные занятия физической культурой и спортом в секциях коллективов физической культуры вузов.

Учебный процесс строился таким образом, чтобы охватить освоение всех упражнений комплекса ПО, а затем в порядке зачета принимать у студентов нормативы комплекса ПО. В спортивных секциях занятия, проводящиеся по видам спортивных специализаций, стали дополняться занятиями по комплексу ПО, тем самым обеспечивая массовую подготовку значкистов ПО в вузах. К тому времени сложилась строгая система спортивных соревнований. Ее первым этапом были внутривузовские соревнования по различным видам спорта; вторым этапом — соревнование сборных команд вузов по отдельным видам спорта и комплексные спартакиады студентов; третьим этапом — первенства вузов среди своих наркоматов; и четвертым этапом — спартакиады и различные соревнования сборных студенческих команд вузов, городов, наркоматов на первенство СССР.

Большую работу по формированию научно-методических данных в период с 1920 по 1940 годы проводили ученые Безрукова В. Н., Пашкевич Н. Н., Белорусов А. В., Семенас С. Ю., Шувалов Ф. П., Кузьмина К. А., Вершинский Е. В., Северина И. И., Филиппова Б. Г., Витшас В. В., Захарова А. А. Это позволило заложить основы теории и методики физического воспитания студентов в высшей школе. Наибольших спортивных успехов достигли студенты Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота, Ленинградского института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Ленинградского ветеринарного института, Днепропетровского горного института, Одесского водного института, Уральского политехнического института, МВТУ и др.

К 1938 году были образованы добровольные спортивные общества профсоюзов, которые объединяли входящие в тот или иной профсоюз коллективы физической культуры предприятий и учреждений, учебных заведений. Всего насчитывалось 86 добровольных спортивных обществ. Представляет интерес спектр их наименований: «Авангард», «Автомотор», «Азот», «Бумажник», «Буревестник», «Водник», «Дзержинец», «Забой», «Здоровье», «Зенит», «Знание», «Искра», «Искусство», «Каучук», «Красная звезда», «Красная роза», «Крылья Советов», «Локомотив», «Ледосплав», «Медик», «Металлист», «Металлург», «Молния», «Мукомол», «Мотор», «Наука», «Правда», «Пламя», «Прибой», «Рекорд», «Родина», «Рот-фронт», «Руда», «Салют», «Спринт», «Сельмаш», «Старт», «Снайпер», «Стахановец», «Стрела», «Темп», «Урожай», «Электрик», «Энергия», «Патриот» и др.

Следует отметить, что студенческое спортивное движение в СССР прошло через два отличных друг от друга этапа.

Первый этап имел место в довоенный период, когда при создании добровольных спортивных обществ коллективы физкультуры высших учебных заведений были отнесены в обслуживании ДСО по профессиональному признаку. «Буревестник» объединил вузы торговли и некоторых других отраслей, медицинские вузы вошли в «Медик», педагогические — в «Учитель», вузы связи — в «Молнию», вузы политехнические и университеты — в «Науку» и т. д.

Второй этап последовал с того момента, когда в связи с необходимостью усиления физкультурной и спортивной работы среди студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов 30 октября 1957 года Президиум ВЦСПС принял решение о создании наделенного широкими правами единого студенческого спортивного общества.

Добровольное спортивное общество «Буревестник» объединило в себе отраслевые спортивные общества «Искра», «Медик», «Труд», «Здоровье», «Старт», «Металлург», «Наука», «Молния», «Учитель», «Товарищ», «Строитель», «Спринт».

Как отмечают Иванов С. Ф. и Шаров Р. Н., «необходимость объединения всех студенческих спортивных организаций в единое общество диктовалось особенностями специфики работы высших учебных заведений». Авторы выделяют ряд этих особенностей:

• наличие единой учебной программы по физическому воспитанию;

• общие для всех вузов сроки обучения, а также отдыха студентов;

• общность интересов студенческой молодежи;

• необходимость объединения процессов обучения и воспитания студентов, в том числе через физическую культуру и спорт.

В предвоенные и военные годы (1940-1945) в вузах СССР вводятся «Программа по физической подготовке» (1940/41) и «Программа учебно-тренировочных занятий по физической подготовке студентов высших учебных заведений» (1944) Содержание занятий в обеих программах строится на базе комплекса ГТО и требований военной подготовки. Программы предусматривали не менее 80 часов на 1 -м и 80 на 2-м курсах обязательных занятий по физической подготовке. Учебно-тренировочная работа и соревнования строились главным образом по военно-прикладным видам физической подготовки, и в этой связи курс физического воспитания был объединен с военной подготовкой студентов.

Это обстоятельство привело к временному организационному объединению военных кафедр и кафедр физического воспитания (1941 -1946). На военную подготовку отводилось 170 часов, а на физическое воспитание — 120 часов, Несомненно, внедрение военно-прикладных видов спорта в содержание учебной деятельности высших учебных заведений позволило улучшить методику подготовки и помогло студентам достичь более высоких результатов по таким видам спорта, как лыжи, плавание, легкая атлетика, спортивные игры. В программе по физической подготовке 1944 года ставились задачи: а) обеспечить совершенствование физических качеств и навыков, необходимых студентам как будущим командирам запаса (военным специалистам) Красной Армии; б) способствовать активному участию студентов в систематических занятиях спортом и сдаче норм комплекса «ГТО СССР». Программа включала освоение на 1-м и 2-м курсах (всего 136 часов) следующих разделов: гимнастика; фехтование на винтовках с мягким наконечником (для мужчин); легкая атлетика; лыжная подготовка; баскетбол; плавание. В процессе занятий рекомендовалось широко использовать спортивный метод (соревнования, игры) для повышения качества подготовки и привития интереса к спорту.

В послевоенные годы стремление восстановить позиции страны в спорте высших достижений послужило основой формирования нового направления организации и проведения учебной дисциплины «физическое воспитание» — курса спортивного совершенствования. В целях широкого развития спорта среди студенчества с 1947 года в учебные планы вузов введены факультативные курсы спортивного совершенствования, которые не входят в сетку учебных часов вуза. Для них составляется специальное расписание. В этой связи студенты подразделяются на четыре категории спортсменов: начинающие заниматься спортом; спортсмены 3-го разряда; спортсмены 2-го разряда; спортсмены 1 -го разряда и мастера спорта. Приказом по Министерству здравоохранения Союза ССР и Всесоюзному Комитету по делам физической культуры и спорта при Совете Министров Союза ССР № 752/719 от 7 декабря 1946 г., вводится обязательный медицинский контроль за здоровьем занимающихся физической культурой и спортом. Учащиеся вузов в зависимости от состояния здоровья и степени подготовленности к занятиям физической культурой и спортом подразделялись на три медицинские группы: сильная, основная, ослабленная. Тем самым в системе физического воспитания был признан принцип индивидуализации и дифференциации организации занятий по физической культуре в учебных образовательных учреждениях.

Вся учебно-методическая и практическая работа в вузах организуется на основе занятий студентов на протяжении всего периода обучения отдельным видам спорта. Обязательные занятия и занятия в спортивных секциях по отдельному виду спорта действительно позволили совершенствовать спортивное мастерство студентов. Это позволило успешно сочетать подготовку значкистов ГТО и спортсменов-разрядников в вузах страны. Инициатором организации подобного подхода явился Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. В ряде вузов страны поддержали и активно осуществляли организацию курса спортивного совершенствования (Московский энергетический институт, МВТУ, Ленинградский горный институт, Уральский политехнический институт, Новосибирский политехнический институт, Днепропетровский сельскохозяйственный институт и т. д.).

Совместным приказом Министерства высшего образования СССР и Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР № 1690/1174 от 18 ноября 1947 года в учебные планы вузов вводятся требования организации курса физического воспитания и спорта, на что в сетке часов учебного плана на 1 -м и 2-м курсах предусмотрено по 2 часа в неделю. В целях широкого развития спорта среди студентов рекомендуется предусмотреть в учебных планах факультативный курс спортивного совершенствования в объеме 2-х часов в неделю на 1-м и 2-м курсах и 4-х часов в неделю на всех остальных. Приказом предписывалось для непосредственного руководства физическим воспитанием студентов и развития спорта с 1947/48 учебного года организовать в высших учебных заведениях кафедры физического воспитания и спорта или самостоятельные курсы. Основной самодеятельной спортивной организацией в вузе является спортивный клуб, создаваемый в каждом отдельном случае решением Министерства высшего образования СССР и ЦС ДСО «Наука». Установлено, что «студенты, преподаватели и сотрудники высших учебных заведений должны состоять членами того спортивного общества, которое организует спортивную работу в данном вузе». Нормативными документами регламентировали задачи физического воспитания в вузе, в том числе относящиеся к студенческому спорту. Указывалось на необходимость физического развития и спортивное совершенствование студенческой молодежи средствами видов спорта, входящих в комплекс «Готов к труду и обороне СССР», а также привитие студентам инструкторских и судейских навыков.

Возобновление в 1947/48 гг. традиционных студенческих спартакиад между вузами позволило уже в 1951 году провести первую Всесоюзную студенческую спартакиаду, в программу которой входили гимнастика, плавание, легкая атлетика, баскетбол. Следует отметить, что идея проведения Всесоюзных студенческих спартакиад связана с «необходимостью объединить усилия всех вузов страны в работе по спорту». В этих соревнованиях участвовали сборные команды десяти министерств, 623 студента-спортсмена. В первой группе общее командное первенство выиграл коллектив MB и ССО СССР, во второй группе — команда Министерства просвещения Украинской ССР.

Начиная с 1949 г. студенты-спортсмены с большим успехом выступают на международных студенческих и молодежных играх в Будапеште, Праге, Берлине, Варшаве, Париже.

Важными документами, содействующими совершенствованию физического воспитания в вузах, являются Положение и Программы по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях, утвержденные совместным решением Министерства высшего образования СССР и Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР в 1948 году. С целью содействия подготовке здоровых, всесторонне физически развитых, способных к труду и обороне СССР специалистов, Программа была согласована с Управлением физической подготовки и спорта при Главнокомандующем сухопутными войсками СССР.

Содержание предложенного документа составили:

• положение о физическом воспитании студентов в высших учебных заведениях;

• программа основного курса физического воспитания и спорта для студентов высших учебных заведений, включающая общую физическую подготовку, теоретическую подготовку, лыжную подготовку, плавание;

• программы факультативного курса физического воспитания и спорта для студентов высших учебных заведений по спортивной гимнастике, художественной гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, баскетболу;

• методические указания, предусматривающие необходимость роста спортивных результатов студентов и получения спортивного разряда;

• зачетные требования;

• примерный учебный план и перечень литературы.

Документом определены следующие задачи физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях:

1. Всестороннее физическое развитие студентов на основе Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО.

2. Привития студентам любви к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, обучения их методам целесообразного применения средств физического воспитания в режиме труда и отдыха.

3. Спортивное совершенствование студентов в отдельных видах спорта.

4. Привитие студентам необходимых военно-прикладных навыков.

Установлены четыре основных формы работы по физическому воспитанию в вузах:

• основной курс — общая физическая подготовка;

• факультативные курсы — спортивное совершенствование;

• лагерные сборы — специальная подготовка;

• массовая спортивная работа.

Занятия физической культурой и спортом по 2 часа в неделю являются обязательными для студентов 1-го и 2-го курсов. Численный состав группы на одного преподавателя устанавливался в пределах 12-15 человек.

Раскрывая содержание форм работы по физическому воспитанию и спорту, следует дать в этой связи характеристику факультативных курсов в вузе. Факультативные курсы — курсы спортивного совершенствования — организуются во всех высших учебных заведениях по спортивной и художественной гимнастике, легкой атлетике, баскетболу, плаванию, лыжному спорту и общей физической подготовке. Интересен тот факт, что допускалась организация факультативных курсов и по другим видам спорта, но только по специальному разрешению Министерства высшего образования СССР. Занятия проводятся на 1 -м и 2-м курсах по 2 часа в неделю, на всех остальных — по 4 часа в неделю сверх сетки учебного расписания. Учебный план составлен из расчета 140 часов для основного и 140 часов для факультативного курсов на 1-м и 2-м годах обучения и 360 — для факультативного курса на 3-м, 4-м, 5-м годах обучения. Основной задачей курсов является завершение подготовки к выполнению требований комплекса ГТО 2-й ступени и совершенствование в избранных видах спорта. На кафедру (курс) физического воспитания и спорта возлагаются также задачи, связанные с проведением мероприятий, обеспечивающих развитие спорта среди студентов.

В программе определено, что спортсмены и команда высшего учебного заведения выступают в соревнованиях под флагом спортивного клуба (коллектива) вуза. Спортивному клубу высшего учебного заведения предписывалось, кроме того, проводить занятия в секциях, которые не включены в факультативный курс; проводить тренировки в каникулярное время для обеспечения «круглогодичных» занятий студентов избранным видом спорта, а также организовывать спортивные праздники, вечера и соревнования. Численный состав группы на одного преподавателя допускается до 8-12 человек.

Издание положения и программы по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях вызвали у специалистов в области физического воспитания дискуссию об особенностях перехода на новые формы работы и проблемах сочетания общей физической подготовки, проводимой по обязательному курсу, со спортивным совершенствованием в избранном виде спортивной специализации (осуществляемом в спортивных секциях).

Следует отметить, что при организации курсов спортивного совершенствования, а в дальнейшем — в работах Б. А. Наумова, А. С. Овеченко, Н. Н. Пашкевича, Б. С. Граменицкого, Ф. П. Шувалова, В. И. Христина, Н. П. Диденко — указывалось, что это направление отражает современные тенденции развития физического воспитания и спорта высших достижений в вузах. В связи с этим, основной формой организации курса физического воспитания в вузе авторы называют спортивные отделения. Большое количество исследований отдельных вопросов теории и практики организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах было проведено Е. В. Вершининым, Н. Н. Ефремовым, Б. А. Наумовым, А. М. Вишневским,

А. С. Овеченко, А. Д. Кольцовой, В. Г. Куровой, И. П. Решетень, М. П. Михайлюком, Н. А. Нель-га, В. И. Христиным, В. И. Дринь, А. М. Шахбазовым, Н. О. Борисевичем, Ю. Н. Денисовым,Н. П. Диденко, П. С. Жолудь, Г. Я. Мазо, К. Д. Черносвитиным, С. Л. Аксельродом и другими, что позволило совершенствовать особенности внедрения в практику кафедр программ физического воспитания студентов.

С целью развития физкультурно-массового и спортивного движения в вузах страны было издано большое количество нормативных документов. Так, инструктивным письмом Министерства высшего образования СССР в перечне статей расходов бюджетной классификации для учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР, были утверждены статьи № 11 и 18, позволяющие вузам расходовать средства на физическую культуру и спорт. Это позволило значительно улучшить спортивную работу среди студентов.

В приказе по Министерству высшего образования СССР «О работе по физическому воспитанию и спорту в высших учебных заведениях» в 1950 году отмечалось, что «… по подготовке спортсменов-разрядников впереди лесотехнические вузы, выполнившие план на 131,6%, на втором месте вузы Министерства путей сообщения — 127,1% и на третьем месте машиностроительные вузы -123,4%». В 1951 году в связи с отменой «Положения о физическом воспитании студентов» Министерство высшего образования СССР инструктивным письмом ввело «Руководство по физическому воспитанию и развитию спорта в высшем учебном заведении». Документ устанавливал объем учебного материала по курсу общей физической подготовки и указывал на необходимость использования для курсов спортивного совершенствования единых Государственных программ по отдельным видам спорта.

Для занимающихся на курсе общей физической подготовки в качестве зачетного требования установлена сдача норм ГТО 2-й ступени, а для студентов, занимающихся по программе курса спортивного совершенствования, — ГТО 2-й ступени и 2-й спортивный разряд. Курс спортивного совершенствования проводится на основании Государственных программ раз

вития вида спорта, но факультативно — со студентами 1 -го и 2-го годов обучения по 2 часа в неделю, со студентами старших курсов — по 4 часа в неделю. Однако занятия со студентами-спортсменами высших разрядов (мастера спорта и спортсмены 1 -го и 2-го разрядов) проводятся из расчета 3 раза в неделю по 2 часа.

На необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов указывалось в директивных документах Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (№ 360, от 1.10.54 г), Министерства высшего образования СССР (№ ВФ-10 53, от 19.01.54 г.; № ФП 19-04 503, от 20.10.54; № 39, от 17.01.55; № 1-135, от 15.12.55; № ФП-15/79, от 14.03.56 и т. д.). Так, в приказе министра высшего образования СССР В. Елютина говорится о необходимости выделения штатных единиц старших преподавателей, ведущих занятия со студентами отделения спортивного мастерства «взамен почасового фонда, в соответствии с объемом их учебной работы». Там же установлена средняя численность учебных групп отделений спортивного мастерства в количестве 6 человек, а количество учебных часов в неделю — 8 (при круглогодичной тренировке).

Необходимость овладения нормами комплекса ГТО в период обучения в высшем учебном заведении предопределила подготовку и опубликование Министерством высшего образования СССР программы по физическому воспитанию (обязательный курс физической подготовки по комплексу «Готов к труду и обороне СССР») в 1956 г. Программа включала разделы:

— теоретические занятия;

— практические занятия по видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, велосипедный спорт).

Типовые графики прохождения учебного материала (1-й и 2-й курсы) для отделений легкой атлетики, плавания, лыжного спорта и подготовительного отделения.

По Л.С.Дворкину, К.Д. Чермит.

 

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: