Физическая культура и спорт как средства активного отдыха

Время и характер активного отдыха во многом определяются динамикой работоспособности и утомляемости человека, будь он студент или профессионал.

Работоспособность человека, степень его утомления меняются в течение трудового дня. В настоящее время основным методом определения и оценки отдельных стадий работоспособности человека в физиологии и психологии труда является метод построения кривой работоспособности человека на основе фиксирования почасовых изменений трудовых и психофизических показателей: величина выработки, время, затраченное на операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость зрительно-слухомоторных реакций и др.

Физиологами труда определены усредненные нормали динамики работоспособности человека в процессе труда (рис. 9), знание которых позволяет привести в соответствие его правильную организацию. Эти знания могут служить отправной точкой для разработки рекомендаций по времени и характеру отдыха в течение рабочего дня, недели, месяца, года в виде пауз, перерывов и т. д. с целью поддержания оптимальной работоспособности в течение всего рабочего периода. Образно говоря, производительность завтрашнего труда прямо зависит от сегодняшнего отдыха

9

Сравнение представленных графиков, показывает, что динамика работоспособности сохраняет свою принципиальную форму и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца). Установлено, что при всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня.|В каждой половине рабочего дня можно различить три характерных периода: врабаты-вание (а), которое продолжается от нескольких минут до 1—2 ч; поддержание высокой работоспособности и продуктивности труда (б), которое может продолжаться в течение нескольких часов в зависимости от напряженности труда; физической подготовленностью исполнителя и т. д. и период снижения работоспособности (в), связанный с нарастающим утомлением. Есть еще один период (г)— кратковременного повышения работоспособности на фоне психологической мобилизации усилий перед самым окончанием работы («активный финиш»)

Конечно, характер этих кривых во многом зависит от особенностей профессиональной деятельности. При желании можно самим построить такую упрощенную кривую, исходя из следующих положений. Под влиянием учебно-тренировочной деятельности у человека развивается утомление, которое субъективно воспринимается как чувство усталости, степень которой можно оценить баллами: не устал — 0, легкая усталость — 1, средняя усталость — 2, сильная усталость — 3, очень сильная усталость — 4 балла. Если через каждые 2 ч работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. В специальной литературе приводятся следующие два примера.

За четырехчасовой период при физической мышечной работе продуктивность достигает максимума в первый же час — 29 распиленных бревен; на втором часу она резко падает — 21 бревно; на третьем часу снижение продолжается — распилено лишь 19 бревен; в течение последнего, четвертого часа имеет место «финишный рывок» — 24 бревна.

Иная картина наблюдалась при умственной работе, при запоминании иностранных слов. На первом часу освоено 25 пар слов; на втором продолжается период врабатываемости (27 пар слов); на протяжении третьего часа работоспособность резко падает (до 15 пар слов); и еще больше заметное снижение на четвертом часу (всего 9 пар слов). Степень утомления в конце такова, что сил на обычный «финишный рывок» уже нет.

Опираясь на данные о динамике работоспособности, можно подобрать периоды отдыха в течение рабочего дня, а характер их будет зависеть от степени утомления. Так, например, специальными исследованиями установлено, что при «мелких» работах, требующих большого непрерывного напряжения и внимания, ловких и мелких движений в высоком темпе, целесообразно вводить частые, но короткие (2—5 мин) паузы. При «крупномасштабных» работах, связанных с большими усилиями и физическими напряжениями, выгодны более редкие, но продолжительные (до 10—15 мин) перерывы.
Еще раз подчеркнем, что эффективность этих перерывов для поддержания работоспособности во многом зависит от их места в рабочем дне и характера их содержания. В приведенном выше примере о запоминании слов вместо перерыва явно напрашивается после двух часов работы, т. е. перерыв должен несколько предшествовать резкому спаду работоспособности. А если мы вернемся к рис. 9, то место такого перерыва должно быть на границе между участками б и в.
А теперь — о содержании таких перерывов для отдыха. Они мо- гут быть пассивными и активным. Но оказывается, что пассивный отдых далеко не всегда более эффективен. Труды выдающихся физиологов И. Сеченова, И. Павлова, Н. Введенского и др. показали, что направленная смена работающих звеньев двигательного аппарата, временный перенос внимания в новую сферу деятельности с целью восстановления работоспособности содействуют снятию утомления. Это явление получило название «феномен Сеченова» (или «активный отдых») после классического эксперимента ученого в 1903 г. по изучению работоспособности мышц обеих рук при поднятии груза. Прибор, сконструированный И. Сеченовым — эгограф, регистрирующий мышечную силу, показал, что работоспособность утомленной правой руки восстанавливается в период отдыха быстрее, если в это время ритмично сокращаются под нагрузкой мышцы левой руки. Нервно-мышечные механизмы активного отдыха стали еще более понятными в результате исследований И. Павлова и его сотрудников.

«Феномен Сеченова», характеризуя общую закономерность, послужил основой для дальнейших исследований в сфере труда. Было установлено, что практическое применение активного отдыха сводится к двум основным его формам? включение дополнительного раздражителя параллельно действию основного (трудового или спортивного) и включение его последовательно после прекращения основного действия.Именно на этом основано применение так называемой производственной физической культуры для обеспечения восстановления и повышения как общей, так и профессиональной работоспособности.
Стимулирующее влияние активного отдыха на восстановление работоспособности наблюдается при самых различных видах мышечной и умственной деятельности. Но, конечно, его эффективность зависит от условий труда и быта, характера утомления, от степени тренированности к данному виду деятельности и других причин. Отсюда отличие выбора видов активного отдыха предста- вителями разных профессиональных групп (рис. 10).

10

Так, результаты многочисленных исследований в области физиологии и психологии труда и спорта показали, что^под влиянием процесса тренировки возрастает эффективность отдыха, т. е. у тренированного человека восстановление организма происходит быстрее/Но следует иметь в виду, что при легких работах эффект активного отдыха не обнаруживается; он постепенно возрастает с увеличением интенсивности развивающегося утомления. Но опять же при слишком сильном утомлении активный отдых по своей эффективности может уступать пассивному, т. е. при предельном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых.Существенную роль в возникновении и протекании эффекта активного отдыха,играют и психологическая настроенность человека, и его эмоциональное состояния и даже темперамент. С учетом всех этих положений и должны организовываться и использоваться физическая культура и спорт как средства активного отдыха.

НЕ случайно ученые-психологи, педагоги считают, что молодому человеку при выборе видов спорта для занятий с оздоровительной целью или для активного отдыха следует ориентироваться не только на интерес к этому или иному виду спорта, но и на свои черты характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и снова быстро в нее включается, общителен с окружающими, эмоционален в спорах, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или заняться одним из видов единоборств; если же усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит ему подойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то ему не стоит заниматься в организованных группах. Индивидуальные же занятия различными системами физических упражнений без отвлекающих факторов помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.

И вот тут надо сказать несколько слов о формах спортивных занятий студентов с целью активного отдыха. Потребность в таком отдыхе возникает чаще всего не по расписанию организованных тренировочных занятий. Хорошо, если молодой человек склонен к индивидуальным тренировкам — он (или она) сам в свободные минуты пробежит дистанцию, выйдет на лыжню. Труднее тем, кто тяготеет к занятиям в компании — спортивным играм и подобным видам спорта. В этой связи известный математик акаде

мик П. Александров, говоря о спорте (о массовом спорте!) как одном из действенных средств снятия умственного напряжения и гармонического развития личности, отмечал следующее: «До сих пор существует в основном лишь так называемая организованная форма спорта, когда в определенные часы можно потренироваться на волейбольной площадке или на теннисном корте. Нужно серьезно подумать над тем, чтобы всячески поощрять массовый, так называемый неорганизованный спорт, спорт для здоровья, бодрости, радости. Тренируется человек в секции, и бесспорно это его ко многому обязывает на спортивном поприще; на это требуется изрядно времени. Но вот поиграть просто так час в футбол, волейбол, теннис — это может позволить себе каждый студент. Видимо, необходимо думать и о том, чтобы наряду с секциями студентам была предоставлена возможность свободного, я бы сказал, неорганизованного проявления спортивной активности».

Вероятно, кафедрам физического воспитания, другим организациям вуза следует так поставить работу, чтобы студенты могли использовать спортивные площадки и инвентарь в любое после *’ учебы время для «дикого» футбола, волейбола и других видов спорта. Ведь они в этом случае приходят отдохнуть, активно отдохнуть, а не оттачивать свое спортивное мастерство. Для некоторых из них такие занятия могут стать ступенькой в переходе к регулярным тренировкам в каком-то виде спорта. А спортивная подготовка, в свою очередь, формирует у молодого человека знания и опыт, которые позволят ему в будущем самостоятельно подбирать средства физической культуры и спорта для активного отдыха, для укрепления своего здоровья и повышения работоспособности в течение всей жизни. И это действительно так.

Было проведено конкретное социологическое исследование среди более чем 3000 выпускников сельскохозяйственных вузов, которые уже не менее пяти лет работали в сельскохозяйственном производстве. В частности, было выяснено, что большинство из тех, кто в годы учебы занимался в спортивных секциях, теперь не затрудняются в самостоятельном подборе для себя упражнений утренней гимнастики; продолжают регулярно заниматься физическими упражнениями, а иногда и спортом в старшем возрасте; меньше имеют затруднений в решении вопросов физической культуры и спорта, в производственном коллективе и семье. Этим выгодно отличаются от выпускников сельскохозяйственных учебных заведений, которые не занимались в спортивных секциях в годы учебы.

Эти наблюдения еще раз подчеркивают жизненную необходимость и такой спортивной подготовки, которая не ставит перед собой обоснование и проведение комплексов производственной гимнастики с группой, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и т.п. Выполнение подобных заданий контролируем и преподавателем, а в отдельных случаях они могут включаться и и зачетные требования по семестрам.

ППФП на самостоятельных занятиях студентов во внеучебное время может осуществляться на занятиях прикладными видами спор та (или их элементами) под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях, в оздоровительно-спортивном лагере, а также самостоятельно или под руководством общественных инструкторов в режиме рабочего дня и в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

Одной из форм профессионально-прикладной физической подготовки являются массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутренних соревнований между учебными группами, курсами, отделениями или факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП будущих специалистов. Следует указать, что в учебных заведениях страны имеется опыт проведения таких нестандартных спортивных мероприятий.

Так, например, в Государственном университете по землеустройству уже многие годы проводится традиционная летняя спартакиада геодезической практики. В ее программу, кроме обычных видов спорта, включается и специальная прикладная геодезическая эстафета, правила и условия которой разработали преподаватели кафедры геодезии. Содержание этого специального командного вид а программы спартакиады предусматривает необходимость быстрейшего преодоления заданного расстояния с обязательным выполнением серии наблюдений с помощью приборов и соответствующих точных расчетов.

Y Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевой направленности и содержания ППФП в этих учебных заведениях предполагает возможность выбора и использования различных форм и средств профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов.

Но, если вы заметили, во всех предыдущих разделах, и особенно в их заключительной части, постоянно делались попытки склонить вас к выбору спортивных занятий как одного из действеных средств специальной подготовки к выбранной профессии. Поэтому и здесь, в этом разделе, еще раз подчеркиваем, что одним из эффективнейших и наиболее рациональных средств ППФП будущих специалистов в условиях вуза являются прикладные виды спорта с их комплексным, в том числе и эмоциональным воздействием.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: