Естественные науки в основе физического воспитания. Основные понятия о клетках, тканях, органах человека.

Человек представляет собой сложную биосоциальную систему. Без знания естественнонаучных основ организма человека — единой, целостной, сложно устроенной, саморегулирующейся, живой биологической системы — невозможно понимание биологических основ физической культуры. Знание строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм естественных факторов природы, позволяет правильно организовать процесс физического воспитания.
Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.
Анатомия — наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе  развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека.
Физиология — наука о функциях и механизмах деятельности клеток, тканей, органов, систем и всего организма в целом.
Структурно-функциональной единицей организма является клетка. Как элементарная универсальная единица живой материи она имеет упорядоченное
строение, обладает возбудимостью и раздражимостью, участвует в обмене веществ, способна к росту, регенерации (восстановлению), размножению, передаче генетической информации и приспособлению к условиям среды. Клетки
разнообразны по форме, различны по размеру, но все имеют общие биологические признаки строения — ядро и цитоплазму, заключенные в клеточную оболочку. Межклеточное вещество — продукт жизнедеятельности клеток, состоящее из основного вещества и расположенных в нем волокон соединительной ткани. Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, одинаковое строение и функции, способствует образованию тканей. По морфологическим и физиологическим признакам различают ткани:

— эпителиальную (выполняет покровную, защитную, всасывательную, выделительную и секреторную функции). Эпителиальная ткань — слой клеток,
выстилающий поверхность (эпидермис) и полости тела, а также слизистые оболочки внутренних органов, пищевого тракта, дыхательной системы, мочеполовые пути. Образует большинство желез организма. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления);

— соединительную — ткань живого организма, отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах. К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Соединительная ткань — единственная ткань, которая присутствует в организме в четырех видах — волокнистом (связки), твердом (кости), гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая, синовиальная и прочие жидкости);

— мышечную (поперечно-полосатая, гладкая и сердечная; поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая — произвольно: сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т. д.);
— нервную (состоит из нервных клеток, или нейронов, важнейшая функция которых — генерирование и проведение нервных импульсов). Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.
Орган — это часть целостного организма, обусловленная в виде комплекса тканей, сложившегося в процессе эволюционного развития и выполняющего определенные специфические функции. В создании каждого органа участвуют все четыре вида тканей, но лишь одна из них является рабочей. Для мышцы основная рабочая ткань — мышечная, для печени — эпителиальная, для нервных образований — нервная.

Совокупность органов, выполняющих общую для них функцию, называют системой органов (это пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, половая, мочевая и др. системы) и аппаратом органов (опорно-двигательный, вестибулярный и др. аппараты). Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: