На разных этапах (периодах) единого, взаимосвязанного процесса многолетней подготовки тренировочные программы имеют, разумеется, принципиально различное содержание и наполняемость нагрузками. На любом этапе подготовки ключевым вопросом оптимального дозирования является достижение планируемого тренировочного эффекта.
Биологической основой тренировочного эффекта служит адаптация, т.е. процесс приспособления к физическим нагрузкам. Ведь в спорте понятие «нагрузка» предполагает прежде всего физиологическую меру воздействия на организм и проявляется в виде конкретных функциональных реакций. Поэтому учение об адаптации человека к физическим нагрузкам составляет одну из важнейших методических основ построения многолетней подготовки. Именно в механизме адаптации как физиологической основе тренированности ключ к решению главных вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья юных лыжников, с одной стороны, и повышением функциональных возможностей к выполнению возрастающих физических нагрузок — с другой. Целенаправленное и полноценное использование адаптационных резервов растущего организма обеспечивает существенное повышение эффективности тренировки на каждом этапе. Сущность и закономерности адаптации описаны во многих научных трудах. Приведем те из них, которые представляют наибольший интерес для теории и практики подготовки лыжника-гонщика.
При регулярном повторении одних и тех же нагрузок процесс активного приспособления к ним, дающий тренировочный эффект, продолжается только определенное время. Затем такие же нагрузки перестают быть активными раздражителями, предъявляющими к организму новые требования. Организм начинает отвечать на них строго определенной, привычной реакцией, их тренирующее воздействие исчезает, дальнейшего развития функциональных возможностей не происходит, т.е. нагрузки постепенно утрачивают «тренирующую силу» и тормозят дальнейший рост спортивного мастерства. Достижение возрастающей тренированности и повышение на этой основе спортивных результатов базируется на адаптации организма к постепенно увеличивающимся и ко все более специализированным тренировочным нагрузкам. Именно поэтому в процессе подготовки приходится регулярно пересматривать нагрузки, средства, методы, «убирая» привычные и вводя новые, непривычные.