Физиологи отмечают, что в раннем возрасте одним из способов связи с внешней средой у ребенка является деятельность скелетной мускулатуры. Сокращение мышц и движения дают возможность организму малыша расходовать большое количество энергии, обеспечивать высокую интенсивность обмена веществ, поддерживать необходимый темп роста и развития. При недостатке движений, ограничении деятельности скелетной мускулатуры развитие ребенка будет нарушено. Большое значение для формирования физкультурно-спортивных интересов ребенка имеют умения родителей в тех или иных видах физических упражнений, что отмечено в табл. 13 (в % к числу опрошенных).
Виды физических упражнений | Город | Село | ||
Отец | Мать | Отец | Мать | |
11лавание |
58 |
25 |
57 |
45 |
Ходьба на лыжах |
50 |
67 |
51 |
36 |
Катание на коньках |
25 |
67 |
32 |
17 |
(‘портивная игра |
25 |
33 |
22 |
26 |
Кач ание на лодке |
25 |
17 |
32 |
9 |
Умение водить машину |
30 |
8 |
47 |
13 |
Владение другими видами спорта |
25 |
8 |
11 |
11 |
Результаты исследования показывают, что все опрошенные родители городской и сельской местности владеют каким-либо видом физических упражнений. Опыт родителей в физкультурно- спортивной деятельности оказывает благотворное влияние на формирование физкультурно-спортивных интересов у детей. Овладение родителями методикой обучения физкультурным упражнениям своих детей позволит увеличить процент занимающихся спортом детей. По нашему мнению, в детских садах, при районных комитетах физической культуры необходимо создать учебные центры подготовки родителей для работы по физическому воспитанию своих детей. К сожалению, процент физкультурно-спортивной активности родителей меньше их спортивного опыта физкультурно- спортивных умений. Создание определенных условий для родителей (обучение методикам выполнения физических упражнений, публикации методик через средства массовой информации, создание детских клубов по месту жительства и др.) может оказать весьма сильное и разностороннее влияние на практику физического воспитания дошкольников в семье и в детских учреждениях. Разумеется, на формирование физического развития ребенка, овладение им физическими упражнениями влияют и воспитатели детского сада, и братья, и сестры, и бабушки, и дедушки, и ровесники, и др., но прежде всего — отец и мать своим личным опытом.