Известно, что основу двигательной активности человека составляют физические упражнения, представляющие собой многообразные двигательные действия, направленные на развитие у него каких-либо психофизических качеств путем освоения и совершенствования человеком тех или иных двигательных умений и навыков.
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на развитие различных сторон личности ребенка. В результате формируется и развивается его внутренний мир мысли, чувства, нравственные качества, личностная позиция и поведение. Об этом писал еще П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность человека как один из ведущих факторов развития его личности.
В системе физического воспитания дошкольников физические упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными играми и элементами спортивных игр, а также спортивными упражнениями.
Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. В процессе двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и в организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, — представляют собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, сравнение, обобщение и анализ. Выполняя задачи разной степени трудности, дети приобретают практический опыт творческой деятельности.
Занятия физическими упражнениями создают необходимый прочный фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями существенно улучшается умственная работоспособность детей. Проведенные нами исследования в этой области показывают, что увеличение объема нормированной двигательной активности детей 6 лет с 20 до 34% дневного бюджета времени (12 часов) способствовало улучшению показателей их умственной работоспособности (у мальчиков — в 2, а у девочек — в 2,3 раза в сравнении с аналогичными показателями детей контрольных групп).
Применение кратковременных физических нагрузок в режиме дня (например, физкультурные паузы на занятиях познавательного цикла) также благотворно воздействуют на организм ребенка, улучшая протекание таких психических процессов как запоминание, восприятие, внимание и Др.
Занятия физическими упражнениями способствуют обогащению нравственного опыта ребенка, формируя нормы его поведения. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений ребенка являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит его перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками для решения поставленной двигательной или иной задачи.
Проявлением дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего задания, взаимоконтроль за качеством движений и ответственность перед сверстниками. Дети учатся осознавать принадлежность к коллективу и управлять своим поведением. Благоприятный эмоциональный фон в учебно-оздоровительном процессе содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, переводя их в привычки, а затем и в нормы.
Кроме того, физические упражнения способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Показателями волевых усилий принято считать время (продолжительность), объем (количество повторений) и интенсивность (пульсовая стоимость) выполнения физической нагрузки.
Не меньшее влияние физические упражнения оказывают и на воспитание эстетических чувств и эстетику движений у ребенка. Задача педагога — научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями на язык эстетических оценок, помня, что движения красивы, когда они выразительны и целесообразны. Музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня требует от детей особой согласованности в движениях, вызывая положительные эмоции. В результате у них формируются эстетические представления о красивом в физическом развитии человека — форме его тела, мышечной массе, положении осанки, оздоровлении кожи и т.д.
Между тем, физические упражнения имеют не только сходства по способам воздействия на организм ребенка, но и отличия друг от друга. Они отличаются по содержанию, форме, характеру и своему назначению.