Скоростно-силовой основой, определяющей результат ребенка во многих движениях, является максимальная мощность сокращения различных мышечных групп.При этом максимальная мощность сокращения тех или иных мышц, а в отдельных движениях и целых мышечных групп, по сути, является производной силы и быстроты перемещения туловища или его отдельных сегментов в пространстве в относительно короткий промежуток времени. Физиологическими механизмами развития скоростно-силовых качеств человека являются межмышечная координация (особенно в сложно-координационных видах физических упражнений), максимальная скорость сокращении в сочетании с максимальным динамическим напряжением мышц. При этом два последних фактора в зависимости от методики развития силы могут проявляться антагонистически: применение отягощений, темпа и характера внешнего сопротивления околопредельных и предельных значений, развивая максимальную силу мышц и их объем, вызывают снижение способности к быстрому проявлению силы , так называемой «взрывной силы». Связано это с биохимическими изменениями микроструктуры быстрых (белых), медленных (красных) и промежуточных типов мышечных волокон при конкретной тренировочной направленности.
Учитывая сложность физиологического механизма образования данного психофизического качества, в дошкольном возрасте не следует форсировать развитие абсолютной силы, а лишь способствовать укреплению «мышечного корсета» всего опорно-двигательного аппарата, воздействуя всевозможными физическими упражнениями с сопротивлением собственного веса.
У мальчиков развитию этого качества способствуют такие физические упражнения как бег с изменением направления движения, метания, прыжки, подскоки и другие, которые не требуют специальной подготовки. У девочек же это всевозможные упражнения, направленные преимущественно на развитие сгибателей и разгибателей мышц
верхнего плечевого пояса, а также мышц спины, брюшного пресса и таза. При этом предпочтительными являются: горизонтальное и наклонное положения туловища. Кроме того, педагогу необходимо следить за темпом и количеством повторений; физическую нагрузку необходимо чередовать с упражнениями на расслабление; продолжительность активной физической нагрузки не должна превышать 2 минут (примеры: бег, ходьба, прыжки, плавание и другие).
Исследования показывают, что динамика развития скоростно-силовых двигательных способностей у детей дошкольного возраста в интервале от 4 до 7 лет имеет те же возрастно-половые особенности.