Под развитием следует понимать происходящие в человеке последовательные и закономерные качественные изменения в психике и биологической природе; это процесс перехода от имеющегося на данный момент качественного состояния к новому. Педагогика рассматривает возрастное развитие (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту); индивидуальное (индивидуальные особенности) и личностное (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).
Формирование представляет собой процесс локальных изменений конкретных качеств человека в онтогенезе, предполагающий их определенную законченность. Эти изменения, как правило, происходят под влиянием совокупности факторов: внешних и внутренних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать — это значит, организовывать жизнедеятельность ребенка, осуществлять воспитание и обучение в соответствии с определенными заданными извне нормами, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное конкретное качество.
Обучение — это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функцию обучающего) и воспитанников, направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений и навыков, а также действий и приемов поведения. Современные технологии обучения включают в себя воспитывающий, формирующий и развивающий компоненты.
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания человека.
Педагогический процесс — это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью образования последних.