Основные цели: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие у него специфических дошкольных видов деятельности.
Кардинально меняются способы дошкольного обучения — перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. 11ри этом основной акцент делается не на то, какой фактический материал дается детям, а как он дается.
В младшей группе основными средствами являются сенсорные «талоны.
В средней группе — наглядные модели пространственных отношений, типа плана и элементарного чертежа.
В старшей группе — центральное место занимают условно- символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий.
Для дошкольников, по мнению авторов, основной путь разви- |ия — это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственною чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств. При этом любой новый факт, с которым знакомится ребенок, не просто запоминается и принимается им, а анализируется с точки зрения места этого предмета (факта, явления) в системе представлений, выделяются и характеризуются его наиболее существенные стороны.
Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.
Во второй младшей группе центральными задачами развития умственных способностей являются: развитие сенсорных способностей; усвоение сенсорных эталонов, действий с ними и простейших форм символизации. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.