ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- Развитие.Часть2

Основные цели: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие у него специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально меняются способы дошкольного обучения — пе­ред детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. 11ри этом основной акцент делается не на то, какой фактический материал дается детям, а как он дается.

В младшей группе основными средствами являются сенсорные «талоны.

В средней группе — наглядные модели пространственных от­ношений, типа плана и элементарного чертежа.

В старшей группе — центральное место занимают условно- символические наглядные модели, отражающие количественные от­ношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий.

Для дошкольников, по мнению авторов, основной путь разви- |ия — это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собствен­ною чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в на­глядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств. При этом любой новый факт, с которым знакомит­ся ребенок, не просто запоминается и принимается им, а анализиру­ется с точки зрения места этого предмета (факта, явления) в системе представлений, выделяются и характеризуются его наиболее сущест­венные стороны.

Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую обра­зовательную работу с детьми.

Во второй младшей группе центральными задачами развития умственных способностей являются: развитие сенсорных способно­стей; усвоение сенсорных эталонов, действий с ними и простейших форм символизации. С восприятия предметов и явлений окружающе­го мира начинается познание. Поэтому сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспе­чивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребен­ка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает форми­рование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образ­цы внешних свойств предметов.

Оставьте комментарий