ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-Истоки. Часть1

ПРОГРАММА «ИСТОКИ» Авторский коллектив сотрудники центра

«Дошкольного детства» им. А.В. Запорожца. Науч­ный редактор кандидат педагогических наук Л.А Парамонова с соавторами.

Программа является базовой в развитии дошкольника и отра­жает современные тенденции дошкольного воспитания. Она направ­лена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. Другими словами, программа дает возможность сохранить и укрепить физиче­ское и психическое здоровье ребенка.

Цель — разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня со­ответствующего возрастным нормативам и требованиям современно­го общества; обеспечение для всех детей равного старта развития, со­хранение и укрепление их здоровья.

Теоретической основой программы являются работы отечест­венных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и др.

Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического раз­вития ребенка является обучение как неотъемлемый путь «присвое­ния» им общечеловеческого опыта. При этом он подчеркивал, что обучение должно ориентироваться не на созревшие, а на созреваю­щие функции, т.е. на «зону ближайшего развития». Обучение не мо­жет быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строи г свой образ миропонимания.

А.Н. Леонтьев отмечал, что психическое развитие ребенка за­висит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Каждая стадия детского развития, по его мнению, характеризуется своим ти­пом ведущей деятельности: в младенчестве — это общение; в раннем возрасте — орудийно-предметная деятельность, а в дошкольном — иг­ровая. Кроме того, развитие ребенка зависит и от специфических ви­дов деятельности, таких, как изобразительная деятельность, конст­руирование, восприятие сказок и др.

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодично­сти разных видов деятельности: за деятельностью одного типа, кото­рая характеризуется формированием мотивационно-потребностной сферы личности, следует деятельность другого типа, в которой про­исходит овладение новыми способами деятельности.

Личность ребенка, по мнению авторов, имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую его индивидульность.

Оставьте комментарий