Содержание программы ориентировано на возрастные периоды:
— раннее детство: младенческий возраст (от рождения до 1-го года); ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет);
— дошкольное детство: младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Раздел программы, посвященный каждому психологическому возрасту, начинается с характеристики возрастных возможностей и ведущей деятельности ребенка в этом возрасте (общение, предметная деятельность, игра).
Задачи развития ребенка представлены авторами в программе по четырем основным направлениям: социального, познавательного, эстетического и физического развития.
Физическое развитие представлено по возрастным периодам. В младенческом возрасте ставятся следующие задачи:
— развивать сенсорную активность ребенка и движения, обеспечивающие перемещение в пространстве;
— способствовать формированию умения действовать с предметами.
В раннем возрасте:
— охрана и укрепление здоровья детей, психологическое развитие и закаливание организма;
— формирование двигательной активности, основных жизненно важных движений, сохранение устойчивого положения тела, развитие мелкой моторики;
— воспитание умения самостоятельно действовать, ориентироваться в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами.
В младшем дошкольном возрасте:
— охрана и укрепление здоровья, формирование правильной осанки, гармоничного телосложения, развитие мелкой моторики;
— совершенствование функциональных возможностей детского организма;
— обогащение двигательного опыта ребенка;
развитие произвольного выполнения двигательных действий; умеренное стимулирование развития двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости и выносливости).
В старшем дошкольном возрасте: знаакомство детей с доступными способами укрепления здоровья; формирование потребности в ежедневной двигательной активности; повышение уровня произвольности двигательных действий;
развитие двигательных качеств и способностей (ловкости, быстроты, силы, гибкости и выносливости).
В качестве средств физического воспитания авторы предлагают использовать упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические (танцевальные) движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением, с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде и т.д.
В разделе содержатся также необходимые данные для каждого возрастного периода, ориентируясь на которые, педагоги могут су- нить о физическом развитии детей. К ним относятся средние показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки, сроки появления зубов, жизненная емкость легких, сила мышц кистей рук, физическая работоспособность, минимальные показатели развития моторики для девочек и мальчиков.
Кроме того, авторы предлагают варианты режима для каждой возрастной группы и рекомендации по его организации, где предусмотрены требования к гигиеническим условиям, закаливанию, культурно-гигиеническим навыкам; психическому здоровью и безопасности в ДОУ и общественных местах.