ПРОГРАММА «ДЕТСТВО». Авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГГГУ им А.И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора В .И. Логиновой.
Программа направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка: В ее основе лежит интеграция познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и другие виды деятельности (предметная, трудовая’, изобразительная, речевая, театрализованная, экспериментальная и др.).
Содержание программы объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание» и «Здоровый образ жизни».
Блок «Познание» предназначен помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего (‘сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развить познавательную активность и любознательность. На основе развивающихся познавательных умений и возможностей ребенка, утверждают авторы, у него происходит формирование правильного отношения к объектам и предметам окружающего мира.
Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.
Блок «Созидание» помогает освоить детям разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Блок «Здоровый образ жизни» создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Структура программы состоит из трех частей, соответствующих трем ступеням дошкольного возраста: младшему; среднему и старшему и имеет следующую логику подачи материала: характеристика возрастного периода;
— особенности сферы деятельности (общения, воспитания);
— общие задачи воспитания;
— представления ребенка (его ориентации);
— практические умения;
— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
— методические советы;
— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
— заключение.
Базовой основой для осуществления содержания программы является блок «Здоровый образ жизни». Он представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными». Приобщение к основам гигиенической культуры происходит через усвоение социальных проявлений (ориентаций) и практических умений в умывании, одевании, культуре еды, уходе за вещами и игрушками, отражении в играх на тему бытовых процессов.
Приобщение детей к двигательной культуре конкретизируется перечислением того, что осваивает ребенок в том или ином возрасте:
— рассматривается содержание физических упражнений (построение и перестроение, ходьба и равновесие, бег, прыжки, ловля и бросание мяча, метание предмета, ползание и лазание, катание на санках, лыжах, на велосипеде, плавание);
— приводятся минимальные результаты и уровневые характеристики физического развития детей, что позволяет воспитателю правильно построить свою работу с детьми.