Физическая культура. Ребенок должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщаться к спорту и здоровому образу жизни.
В соответствии с данными о состоянии здоровья для каждого ребенка подбирается та нагрузка и формы работы, которые будут отвечать уровню его физического развития и подготовленности, особенностям работоспособности и реакции на нагрузку.
Программные задачи на каждом возрастном этапе представлены для детей младшего, среднего и старшего возраста и реализуются содержанием следующих разделов: «Формируем привычку к здоровому образу жизни»; «Суточный режим жижи» (варианты для различных возрастных групп); «Бодрствованис»;«Сон»; «Питание»; «Навыки здоровья»; «Формируем культуру движения».
Начиная с младшего дошкольного возраста, у детей формируется потребность в физическом совершенствовании, происходит овладение знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий.
С раннего возраста, по мнению авторов, ребенка следует приучать заботиться о своем здоровье: в результате у него формируются правильные навыки охраны собственного здоровья, привычка к чистоте, аккуратности и порядку, а также он овладевает и основными культурно-гигиеническими навыками. Кроме того, детей следует знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, что позволит подвести их к пониманию важности влияния физических упражнений на организм человека и его самочувствие.
Содержание данного раздела освещает и вопросы воспитания у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью: формируются умения сознательно избегать и даже предварить эти ситуации.
Успешное решение поставленных задач возможно, считают авторы, при использовании всех средств физического воспитания ведущим среди которых являются физические упражнения. Подбор их должен отражать возрастные возможности детей, обеспечивать освоение двигательных навыков и удовлетворять потребность дошкольников в двигательной активности. Профилактическая, развивающая, лечебная и реабилитационная направленность в их выборе обеспечивает многообразное воздействие физических упражнений на организм ребенка. Кроме того, к средствам физического воспитания авторы относят и такие гигиенические факторы, как общий режим дня, рациональное питание, гигиена одежды, помещений, спортинвентаря и оборудования, а также гигиена нервной системы (т.е. воспитательно-оздоровительный процесс должен предусматривать предупреждение переутомления ребенка на протяжении всего дня, а так же в разных видах деятельности, предупреждение чрезмерного нервного, в том числе эмоционального, напряжения).