Проблема целеполагания в структуре физкультурного занятия

Анализ научно-методической литературы по физиче­скому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает, наряду с разработками и внедре­нием в систему дошкольного образования различных ин­новационных программ и здоровьесберегающих техноло­гий, наличие для многих из них общей проблемы, которая касается организации физкультурных занятий. Речь идет о проблеме целеполагания в структуре физкультурного заня­тия, где у подавляющего большинства авторов остается традиционно формальный подход: у физкультурного заня­тия как педагогической системы отсутствует ведущий ком­понент — цель, что противоречит основному принципу сис­темности. Вместо цели, как правило, присутствует главная (или основная) задача. Однако задача, какой бы она не бы­ла — лишь способ достижения поставленной цели, или так­тика, отвечающая на вопрос, — как это сделать?, которая по существу не может подменять собой стратегию и соответственно вопрос, — зачем это делать? Наличие в объясни тельной записке множества программ дошкольного образования общей цели на сохранение и укрепление здоровья детей средствами физического воспитания представляет собой лишь программное заявление (или декларацию) в  системе предполагаемого образовательного процесса и не более. Следовательно, отсутствие цели у конкретного физ­культурного занятия не дает возможности рассматривать, его как целостную педагогическую систему в образова­тельном процессе. Научить ребенка какому-либо двига­тельному действию или движению несложно, вопрос, — за­чем этому учить? Почему, именно, этим действиям или движениям, а не другим, может быть более доступным и более интересным для ребенка? Где пределы необходимого- и желаемого? И наконец, какова физиологическая стои­мость (т.е. степень воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма ребенка) осваиваемых им упражнений, если статистика по­казывает, что тенденция снижения состояния здоровья (слабое физическое развитие и уровень двигательной под­готовленности, различные нарушения опорно-двигатель­ного аппарата и, прежде всего, осанки, увеличение темпов  роста хронических заболеваний и ряд других показателей)  у детей к 7 годам продолжает сохраняться? Одной из причин такого положения, по нашему мнению, является суще­ствующая в теории и практике физического воспитания  дошкольников целевая установка на освоение детьми преимущественно двигательных умений и навыков, которая в настоящее время теряет свою актуальность, требуя глубо­кого анализа и, возможно, пересмотра некоторых концептуальных положений.

Нарушение иерархии в вертикали компонентов физ­культурного занятия (цель — задачи — содержание — резуль-
тат) привело к появлению определенного перекоса при по­становке задач. В теории и методике физического воспита­ния дошкольников принято выделять три группы задач: оздоровительную, образовательную и воспитательную, что совершенно оправдано, поскольку единственно верным при формировании здоровья дошкольника является ком­плексный подход. Однако в научно-методической литера­туре подавляющее большинство авторов, как правило, ак­центируют внимание только на задачах, преимущественно, труппы образовательной и воспитательной направленно­сти: обучить двигательному действию; закрепить двига­тельное умение; совершенствовать двигательные навыки и т.д. Это, по нашему мнению, делает физкультурное занятие достаточно жестким и урокоподобным. Практика показы­вает, что в таком занятии все более теряется заложенная изначально основная идея гармоничного физического раз­вития (это, прежде всего, развития жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем), а уже затем, как про­изводной физического развития, а не наоборот, развития двигательной подготовленности детей средствами движе­ний. Жесткая установка на освоение двигательных умений и навыков существенно ослабила на физкультурном заня­тии взаимосвязь умственного, нравственного и эстетиче­ского воспитания, превратив его (по сути) в «натаскива­ние» детей на их овладение, что является ложным (или квази) результатом.

Оставьте комментарий