Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий и Принцип учета возрастных особенностей.

Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий. Действие этого принципа характерно для адаптивной физической культуры. Так, компенсация психических функций при выполнении сложных по координации упражнении требует активного обучения и включения самых разнообразных ощущений человека. Например, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием сложных и взаимодополняющих комплексов: слуховых,» кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, а у слабовидящих — и зрительных ощущений, которые достаточно подробно информируют человека об окружающей среде (Семенов Л.А., Солнцева Л.И., 1991; Кручинин В.А., 1991 и др.).

Педагогический смыл принципа состоит в том, чтобы специальным подбором физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы, создавая устойчивую долговременную адаптацию.

Принцип учета возрастных особенностей. Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит генетические составляющие как развития организма в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движения человека’, колебательным характером этих систем (Янкаускас И.М., Логвинов Э.М., 1984; Бальсевич В.К., 1987). Количественные и качественные изменения биохимических, физиологических, психических функций в различные периоды жизни обусловлены наследственными факторами. Однако, на реализацию потенциальных возможностей решающее влияние оказывает воспитание и обучение, формы и способы деятельности, т.е. социальные факторы (Кулагина И.Ю., 1997).

Сочетание биологического и социального на каждом возрастном этапе вступает в новые взаимоотношения, что и находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. В случае нарушений в организме происходит сбой центральных регуляторных механизмов, что видоизменяет процесс физического и психического развития. Поэтому процесс оздоровительного и адаптивного физического воспитания, направленный на развитие личности каждого человека, должен опираться на эти закономерности.

Оставьте комментарий