Принцип вариативности средств физического воспитания в построении физкультурного занятия у детей дошкольного возраста

Принцип вариативности средств физического вос­питания. Известно, что одно и то же психофизическое ка­чество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении пе­дагога. По характеру воздействия на организм человека физические упражнения (согласно принятой в теории и ме­тодике физической культуры классификации) делятся на циклические, ациклические, смешанные и т.д., они могут быть статическими, динамическими, контрольными и дру­гими. Это обстоятельство дает педагогу по физическому воспитанию уникальную возможность, сохраняя на физ­культурном занятии единую целевую установку, варьиро­вать для этого различными средствами физического воспи­тания. Например, развитие общей выносливости, как наи­более энергоемкого психофизического качества, имеющего в сравнение с другими качествами значительно больший оздоравливающий эффект на организм ребенка, успешнее достигается при помощи физических упражнений цикличе­ского характера, которым соответствуют различные виды движений: ходьба, бег, плавание, лыжи, прыжки и т.д. В этом случае, цель данного физкультурного занятия может быть сформулирована как развитие общей выносливости средствами упражнений циклического характера. Подобная формулировка цели, на наш взгляд, помогает воспитателю выделить главное стратегическое направление на плани­руемом физкультурном занятии, и определить ведущий ха­рактер подбираемых средств физического воспитания, опираясь на предшествующий и предполагаемый в после­дующем двигательный материал.

Известно, что общую выносливость можно развивать и при помощи упражнений ациклического и даже смешан­ного характера. Например, подвижные игры, требующие относительно более продолжительного времени, или эле­менты спортивных игр также могут быть использованы пе­дагогом в качестве одного из средств развития данного психофизического качества на конкретном физкультурном занятии. Поэтому при определении и формулировании це­ли, кроме приоритетно развиваемого психофизического качества, педагогу необходимо задавать характер физиче­ских упражнений, который должен обязательно меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить двигатель­ный арсенал ребенка, сохраняя и поддерживая его положи­тельные эмоции.

В этом случае, все три группы задач (оздоровитель­ная, образовательная и воспитательная) будут уже детали­зировать поставленную цель, отвечая на вопрос, — как это сделать? Оздоровительная задача может заключаться в ук­реплении сердечно-сосудистой, дыхательной системы, или опорно-двигательного аппарата, формировании правиль­ной осанки и т.д., в зависимости от характера упражнений. Образовательная будет касаться непосредственно обуче­ния, закрепления или совершенствования какого-либо дви­гательного умения, а воспитательная — воспитания волевых усилий, коллективных действий, находчивости и т.д., в за­висимости от форм организации, планируемых педагогом для данного физкультурного занятия.

Если ребенок по какой-либо причине (слабое физиче­ское развитие, ограниченный двигательный опыт, консти­туциональные особенности организма и т.д.) не может ос­воить то или иное двигательное действие и у него, в ре­зультате, снижается мотивация к деятельности, данная мо­дель организации физкультурного занятия дает педагогу по физическому воспитанию возможность сменить и даже ис­ключить вообще (чего не было в традиционной модели) для этого ребенка требуемое задание, предложив ему дру­гие доступные движения с тем же или близким характером воздействия на организм, направленные, по-прежнему, на развитие все того же конкретного психофизического каче­ства. Это позволяет малышу без лишних психических и физических перегрузок справляться с двигательным мате­риалом, сохраняя положительную мотивацию на физкуль­турном занятии и после него.

Оставьте комментарий