Принцип вариативности средств физического воспитания. Известно, что одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. По характеру воздействия на организм человека физические упражнения (согласно принятой в теории и методике физической культуры классификации) делятся на циклические, ациклические, смешанные и т.д., они могут быть статическими, динамическими, контрольными и другими. Это обстоятельство дает педагогу по физическому воспитанию уникальную возможность, сохраняя на физкультурном занятии единую целевую установку, варьировать для этого различными средствами физического воспитания. Например, развитие общей выносливости, как наиболее энергоемкого психофизического качества, имеющего в сравнение с другими качествами значительно больший оздоравливающий эффект на организм ребенка, успешнее достигается при помощи физических упражнений циклического характера, которым соответствуют различные виды движений: ходьба, бег, плавание, лыжи, прыжки и т.д. В этом случае, цель данного физкультурного занятия может быть сформулирована как развитие общей выносливости средствами упражнений циклического характера. Подобная формулировка цели, на наш взгляд, помогает воспитателю выделить главное стратегическое направление на планируемом физкультурном занятии, и определить ведущий характер подбираемых средств физического воспитания, опираясь на предшествующий и предполагаемый в последующем двигательный материал.
Известно, что общую выносливость можно развивать и при помощи упражнений ациклического и даже смешанного характера. Например, подвижные игры, требующие относительно более продолжительного времени, или элементы спортивных игр также могут быть использованы педагогом в качестве одного из средств развития данного психофизического качества на конкретном физкультурном занятии. Поэтому при определении и формулировании цели, кроме приоритетно развиваемого психофизического качества, педагогу необходимо задавать характер физических упражнений, который должен обязательно меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить двигательный арсенал ребенка, сохраняя и поддерживая его положительные эмоции.
В этом случае, все три группы задач (оздоровительная, образовательная и воспитательная) будут уже детализировать поставленную цель, отвечая на вопрос, — как это сделать? Оздоровительная задача может заключаться в укреплении сердечно-сосудистой, дыхательной системы, или опорно-двигательного аппарата, формировании правильной осанки и т.д., в зависимости от характера упражнений. Образовательная будет касаться непосредственно обучения, закрепления или совершенствования какого-либо двигательного умения, а воспитательная — воспитания волевых усилий, коллективных действий, находчивости и т.д., в зависимости от форм организации, планируемых педагогом для данного физкультурного занятия.
Если ребенок по какой-либо причине (слабое физическое развитие, ограниченный двигательный опыт, конституциональные особенности организма и т.д.) не может освоить то или иное двигательное действие и у него, в результате, снижается мотивация к деятельности, данная модель организации физкультурного занятия дает педагогу по физическому воспитанию возможность сменить и даже исключить вообще (чего не было в традиционной модели) для этого ребенка требуемое задание, предложив ему другие доступные движения с тем же или близким характером воздействия на организм, направленные, по-прежнему, на развитие все того же конкретного психофизического качества. Это позволяет малышу без лишних психических и физических перегрузок справляться с двигательным материалом, сохраняя положительную мотивацию на физкультурном занятии и после него.