Слово «принцип» означает основное исходное положение какой- либо теории, учения, науки и т.п.
Применительно к физическому воспитанию понятие принцип означает основные правила, исходные положения при занятиях физическими упражнениями. Знание спортивным педагогом принципов обучения в физическом воспитании позволяет успешно решать поставленные задачи, правильно распределять нагрузку с учетом возрастных особенностей занимающихся, реализовывать поставленные задачи в уроке и т.п. Знание принципов физического воспитания позволяет педагогу воспитывать разностороннюю гармонически развитую личность, готовить занимающихся к трудовой военной и социальной деятельности; развивать умственные способности.
В системе образования и воспитания, в сфере физической культуры и спорта имеют место общепедагогические принципы — сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Принцип сознательности предполагает формирование у занимающихся высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности, сознательное отношение к физическим упражнениям, знание закономерностей формирования двигательных навыков, предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.
В процессе физического воспитания педагог должен сформировать у учащихся сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями; устойчивые мотивы к занятиям физическими упражнениями.
Активность — это величина, проявляемая человеком в деятельности, степень его включения в работу. Активность человека зависит от сознания, которое направляет и регулирует деятельность при помощи знания, мотивации, потребности, интересов и цели. Из данного принципа вытекают следующие требования:
1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.
Таким образом, задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.