В волейболе вся подготовительная тренировочная работа вместе с лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями трансформируется в планирование, которое осуществляется на основе календаря соревнований и периодизации — деление подготовки на периоды, этапы, микроциклы. На каждом этапе решаются определенные задачи, которые способствуют становлению спортивной формы волейболистов. Одни компоненты спортивной формы на различных этапах могут улучшаться, другие поддерживаться на достигнутом уровне, третьи могут ухудшаться. Такая волнообразность тренировочных нагрузок и создает необходимые условия для повышения подготовленности спортсменов, что должно отражаться в планировании тренировочного процесса (с соблюдением других принципов тренировки).
Содержание процесса подготовки квалифицированных волейболистов раскрывается в перспективном плане (на 2-4 года), который детализируется в годовом, месячном и в планах на микроцикл.
При составлении планов необходимо соблюдать следующие общие положения:
—в тренировочном плане должны находить место только наиболее существенные результаты предварительных исканий и раздумий тренера;
—включенные в план составные части методики тренировки (средства, методы обучения — совершенствования, развития физических качеств и др.) должны всегда соотноситься с задачами подготовки на определенных этапах годичного цикла;
—все требования плана должны по возможности выражаться в численных показателях (метры, секунды, количество).
После окончания главного соревнования сезона тренер анализирует:
—технико-тактическую подготовленность и ее реализацию каждым игроком и командой (по записям эффективности технико-тактических действий);
— динамику физической подготовленности и функционального состояния игроков на протяжении прошедшего годичного цикла (поданным тестирования);
— психологическое состояние спортсменов (по экспертной оценке и заключению врача-психолога);
—объем и направленность тренировочных нагрузок (по журналу учета тренировочной работы);
—отношение игроков к тренировке и соревнованиям (по экспертной оценке тренерского штаба и по журналу учета);
—комплектование команды.
Такой анализ дает возможность получить ответы на следующие вопросы:
а) вышла ли команда (игроки) на намечавшиеся рубежи;
б) как игроки осваивали тренировочную и соревновательную нагрузки;
в) как развивалась спортивная форма волейболистов;
г) кто и как проявил в соревнованиях технико-тактическое мастерство.
Ответив на эти вопросы, тренер определяет причины успеха (неуспеха) команды и на основании этого намечает основные направления тренировочной работы на следующий годичный цикл. Учитываются также ряд дополнительных факторов, как то: учеба, работа и быт игроков, материальное обеспечение спортсменов, а также текущее развитие техники и тактики игры и специфика проведения соревнований.
Схематическое содержание годичного плана (один из вариантов) представлено ниже.