Обучение ползанию, по сути, представляет собой корректировку привычных для ребенка движений с целью поиска более рациональных способов действий и умений целесообразно использовать их в зависимости от возникших ситуаций.
Как правило, от способа движения зависит и сложность упражнения в целом. Вообще, по большому счету, каждое упражнение в ползании является относительно сложным двигательным действием, потому что тело ребенка находится в непрочном для него горизонтальном положении. К тому же подавляющее большинство упражнений характеризуется длительностью выполнения двигательных действий, вызывая у детей естественное утомление. Поэтому методически правильным будет то, когда педагог (или родитель), заканчивая с ребенком подобные упражнения, использует специальные движения, снимающие или снижающие это утомление. Так, например, ползание может сменяться активным выпрямлением, которое характеризуется, в частности, прогибанием в поясничной части позвоночника и последующим за этим напряжением скелетных мышц поднятых вверх рук (вариант «потягушечек»), Ребенку нужно лишь поднять голову, посмотреть на вытянутые вверх руки и потянуться за ними.
В зависимости от цели, задач, а также характера двигательных действий, упражнения в ползании делятся на следующие способы:
— перелезапие — как способ преодоления препятствий, находящихся на поверхности (спортивный зал, лужайка и т.д.) в горизонтальном положении (низкое бревно; кубы; гимнастическая скамейка и т.д.);
— пролезание — как способ преодоления препятствий, находящихся по обе стороны от ребенка на уровне ширины его плеч и уже;
— подлезание — как способ преодоления препятствий, находящихся на уровне головы ребенка и ниже (обруч; горизонтально висящая планка; воротца из дуг; свод дверного проема детского домика и т.д.).
Кстати, упражнения в ползании можно выполнять и лежа на животе (например, подлезать под скамейку). Основная нагрузка здесь приходиться на руки: опираясь на ладошки, ребенок подтягивает туловище. Специальный инструктаж по технике выполнения здесь не требуется.