В этот период ребенок проходит путь от беспомощного новорожденного, который не может держать голову, до ребенка, начинающего ходить, владеющего большим количеством движений (держит голову, поворачивает туловище, выполняет действия с предметами, произносит отдельные слова и др.). Первый год жизни развития ребенка можно разделить еще на ряд этапов: к двум месяцам ребенок спокойно удерживает голову в положении лежа, 5-6 месяца начинает ползать, переходить в положение сидя при поддержке за руку и др. В первые три месяца жизни ребенка проявляются беспорядочные некоординированные движения, которыми Ом отвечает на звуки и появление взрослого, приподнимает голому, поднимает руки и ноги, улыбается и находится в движении. Они способствуют развитию мускулатуры, укрепляют организм, повышают общий уровень жизнедеятельности. В этой связи с первых дней жизни ребенка его нельзя туго пеленать, одевать в тесную одежду, держать продолжительное время в манеже, чтобы не ограничивать его в движениях. Полезнее сначала научить ребенка ползать, it затем сидеть; переступать, а затем ходить. Развитие движений происходит в определенной последовательности: в первые два месяца жизни развиваются движения головой и глазами, на третьем-четвертом месяцах — движения головой, руками и туловищем в вертикальном положении и кистями рук, на 7-9 месяцах — движения всеми частями тела в положении лежа и с изменением положения тела а пространстве и с десятого по двенадцатый месяц — движения всеми частями тела в вертикальном положении и движения пальцами рук.
Среди специалистов существуют разные взгляды на последовательность развития ребенка. Одни, как упомянуто выше, предлагают сначала обучать движениям, а затем статическим позам; другие доказывают, что у ребенка сначала развиваются статические позы, только после этого он начинает двигаться. Например, ребенок умеет удержать голову, только после этого он сможет ее поворачивать, научился сидеть — выполняет движения в положении сидя; научился стоять — сможет ходить. Думается, в этом плане правы оба мнения, лишь бы действия педагога, родителей, медсестер — тех, кто будет заниматься с дошкольником, — не навредили развитию ребенка.
Для физического воспитания данного возраста используются активные и пассивные физические упражнения и массаж, закаливающие процедуры.