1. Внешний вид занимающихся (аккуратность, единообразная форма, прическа).
2. Дисциплина учащихся на уроке в целом и при выполнении отдельных упражнений. Поведение учащихся в условиях соревнований.
3. Отношение школьников к уроку в целом, отдельным видам упражнений и в частности, к упражнениям вспомогательного характера.
4. Отношение к учителю, товарищам, в том числе, и слабо подготовленным. Сплоченность ученического коллектива.
5. Отношение к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборке инвентаря.
6. Качество выполнения обязанностей физорга, дежурного, судьи и отдельных заданий и поручений преподавателя. Знание и выполнение функциональных обязанностей. Форма и содержание, своевременность работы учителя по инструктированию учащихся-помощников.
7. Методы оценки и стимулирования труда учащихся-помощников учителя.
8. Активность, сознательность, инициатива и настойчивость в овладении учебным материалом. Навыки самостоятельного выполнения упражнений, умение страховать и оказывать помощь товарищам.
9. Общефизическая, техническая, тактическая подготовленность занимающихся. Общая культура движений ( осанка, походка, манера держаться).
Учитель физической культуры, реализуя вышеперечисленные требования, должен воспитать сознательное, дисциплинированное и творческое начало в деятельности каждого учащегося на уроке. Это может рождаться лишь в атмосфере постоянной заботы о питомцах, проявляемой педагогом.
Учитель физической культуры систематически должен проводить анализ своей деятельности, рассматривать положительные стороны и не решенные проблемы в основных разделах учебной программы, сопоставляя и оценивая их в соответствии с научным подходом к проведению учебного занятия.
Какие действия прежде всего следует сопоставить и оценить?
1. Соответствие целей и задач предлагаемой теме урока; решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Дать оценку.
2. Сопоставить и дать оценку средствам и методам, применяемым для решения поставленных задач в целом структуре урока.
3. Сопоставить эффективность применяемых средств и методов физического воспитания с возможностью учащихся и возможностью конкретного урока.
4. Требовательность педагога, индивидуализация требований.
5. Уровень НОТ и использование ТСО.
6. Усвоение учащимися учебного материала.
Для успешной организации работы по анализу уроков необходимо:
• создать соответствующий благоприятный психологический климат на занятиях;
• вести большую подготовительную работу по проведению урока;
• акцент наблюдения сосредоточить дифференцированно на отдельных темах;
• проводить теоретическую и практическую учебу по каждой теме.
Объемное теоретическое исследование педагогического анализа по физической культуре позволяет грамотно скорректировать карту-схему анализа урока учителя физической культуры, которая является необходимым документом при взаимопосещении уроков (см. ниже). Карта-схема позволяет преподавателям качественно и профессионально осуществлять учебно-тренировочный процесс. В этом плане данная работа может послужить подспорьем для учителя физической культуры [5].