ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Сохранение и укрепление здоровья детского и подросткового населения Российской Федерации относится к приоритетных ме­дико-социальным задачам общества в современных условиях. Изу­чение состояния здоровья подрастающего поколения относится к числу ключевых вопросов гигиены детей и подростков. Физиче­ское развитие детей и подростков — один из важнейших показателей состояния здоровья подрастающего поколения. Оно отражает общие закономерности роста и развития, но в то же время суще­ственно зависит от социальных, экономических, санитарно-гиги­енических, экологических и других условий жизни.

В здоровье детей в последние годы отмечается ряд негативных тенденций. Это прежде всего значительное снижение числа аб­солютно здоровых детей (среди школьников их только 10-12%). 11егативной тенденцией последних лет является также стремитель­ный рост числа функциональных нарушений и хронических за­болеваний. За последние десять лет во всех возрастных груп­пах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней — в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни. Изме­нилась структура хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза — опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскосто­пия), втрое — почек и мочевыводящих путей.

Физическое развитие современных детей характеризуется уменьшением абсолютных величин широтных и обхватных разме­ров тела, доля детей с дефицитом массы тела выросла с 7 до 14% среди мальчиков и с 5 до 13% — среди девочек. Уменьшилось число детей с нормальным соотношением длины и массы тела (в группе мальчиков с 82,6 до 79,8%, у девочек с 86,3 до 82,8%). Оцен­ка физического развития московских школьников свидетельствует о нарастании за период с 1990 по 2002 г. доли детей, имеющих дефицит массы тела (у 14,5% мальчиков и 18,4% девочек). Децелерация физического развития сопровождается снижением функци­ональных возможностей школьников. За последние два десятиле­тия у московских школьников примерно на 18-20% уменьшилась сила сжатия кисти, на 15% — жизненная емкость легких. Все это является свидетельством адаптационного напряжения ростовых процессов.

Регулярные тренировки в детском возрасте повышают функ­циональные и адаптационные возможности организма, способству­ют укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности. Научно обоснованная и правильно органи­зованная физическая активность детей благотворно влияет на молодой организм: является естественным стимулятором роста и развития, нормализует массу тела, улучшает состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, повышает иммунный статус, способствует снижению забо­леваемости.

В детско-юношеском спорте в настоящее время существует не­достаточное количество исследований, позволяющих объективно оценивать физическое развитие юных спортсменов, прошедших спортивный отбор и систематически занимающихся выбранным видом спорта. В спортивной практике оценку морфофункционального статуса юных спортсменов применяют для решения задач от­бора, позволяющего с большей степенью вероятности определить перспективность спортсменов разного пола, квалификации и спе­циализации на этапе многолетней подготовки, для коррекции и управления тренировочным процессом. Известно, что для от­дельных видов спорта характерными являются определенные типы телосложения и сочетание морфологических признаков и функ­циональных особенностей. Но, к сожалению, далеко не всегда при­нимается во внимание, что ранняя спортивная специализация и повышенные нагрузки на опорно-двигательный аппарат в про­цессе активной мышечной деятельности исключают возможность гармоничного развития определенных мышц и мышечных групп, что увеличивает вероятность возникновения пред патологических состояний. Однако является установленным фактом, что целена­правленные, систематические, методически правильно организо­ванные занятия физическими упражнениями могут положительно влиять на формирование отдельных морфологических и функци­ональных признаков и тем самым способствовать гармоничному развитию тела и организма в целом.

Оставьте комментарий