С возрастом арсенал действий ребенка с мячом или предметами расширяется, постепенно возрастает и техническая сложность выполнения подготовительных упражнений. На базе уже освоенных вариантов катания мячей или предметов дети второй младшей возрастной группы (дети от 3 до 4 лет) переходят к освоению бросков. Наиболее характерными для данной возрастной группы детей являются «чистые» броски — подбрасывание мяча или предмета двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока от пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя и другие. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях ребенка следует учить смотреть на мяч.
Непосредственное же обучение основам техники самого метания начинается со средней возрастной группы (дети от 4 до 5 лет).
Однако, прежде чем приступить к обучению детей данной возрастной группы к новым упражнениям с мячом необходимо первоначально объяснить им смысловое отличие слов «бросить», «ловить», «метнуть» с точки зрения их употребления в обиходе человека:
— бросить — значит выпустить мяч или предмет из рук (с размахом), прилагая, при этом, определенные мышечные усилия, заставить или дать ему возможность пролететь какое-то небольшое расстояние (при этом, необходимо особо выделить воспитательный аспект, применяя это слово только в хорошем значении:
Пример речевого сопровождения педагога одного из игровых заданий: «Детки, посмотрите, я бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы его поймали. Я бросаю мяч об пол и ловлю его. Давайте попробуем с вами бросить мяч в цель, а затем вдаль. Но это слово можно использовать и в плохом смысле. Плохо, когда мы бросаем товарища в беде, бросаем камнем в собаку, кошку или птицу. Правильное употребление этого слова поможет нам быть воспитанными людьми. У тех, кто не задумывается над смыслом слова «бросить», как правило, мало друзей. Когда собираетесь бросать мяч или какой-нибудь предмет, думайте, с какой целью, куда, зачем, .аля чего вы это делаете»;
— ловить — значит стараться схватить руками движущийся по воздуху или по поверхности мяч или предмет:
Пример речевого сопровождения педагога одного из игровых заданий: «Дети, слово ловить, как и слово «бросить», также имеет и положительное и отрицательное значение. Положительным оно выступает, когда, занимаясь физической культурой, мы учимся ловить различные мячи, кубики, кольца и другие предметы, чтобы быть ловкими, быстрыми и искусными людьми, обладающими физической сноровкой, чтобы дома или в детском саду ребенок (мальчик или девочка) всегда вовремя могли поймать
падающий со стола предмет: ложку, вилку, чашку и т.д. Отрицательное же значение это слово приобретает, когда мы собираемся ловить птиц, зверей, рыбу и т.д.; — метнуть — значит кинуть мяч или предмет с силой и обязательно быстро на относительно удаленное расстояние:
При.иер. Подвижная игра «Прятки». По правилам, игра проводится на открытом воздухе (площадка на территории детского сада). Один из игроков метает (кидает) мяч или предмет водящего как можно дальше в условленное поле. Пока водящий бежит за мячом или предметов, все игроки прячутся за различные строения на этой территории площадки. Добежав до мяча или предмета, водящий поднимает его, после чего начинает искать всех спрятавшихся детей, пока не найдет всех.
Между тем, подготовительные упражнения, при их постепенно возрастающей технической сложности, продолжают сохраняться, являясь хорошим пропедевтическим подспорьем методики обучения. Это уже не просто варианты катания мячей или предметов. Подготовительные упражнения все чаще представляются в виде относительно несложных связок движений между броском и ловлей мяча или предмета; хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.