— закреплять двигательные умения и навыки можно путем предложений детям интересных заданий с использованием звуковых и зрительных ориентиров: самостоятельного построения в круг; в пары; в колонну по одному; в шеренгу по одному и т. д.;
— перестроение из одной колонны или шеренги в звенья (или несколько звеньев) целесообразно проводить по заранее обозначенным местам и заранее распределенным группам детей;
— указания для построения, перестроений и поворотов следует делать интонационно в форме простого распоряжения, но ни в коем случае в виде команды: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо» и т.д.
Объем и содержание требований к обучению разным видам построений для детей старшей и подготовительной возрастных групп (дети от 5 до 7 лет) значительно возрастает. Дети в этом возрасте должны уметь строиться быстро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений педагога. Однако не следует требовать от детей безукоризненного выполнения всех действий строя, помня, что процессы созревания нервнойсистемы еще не завершены. Даже команда как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых отгенков, особенно на первом этапе. И вообще, методом команд не следует злоупотреблять при обучении дошкольников строевым упражнениям. Выполнить устные требования педагога со всеми его атрибутами затруднительно даже более взрослым детям. Поэтому педагогу следует применять самые доступные команды, которые дети в состоянии перевести в свои игры: Пример. Варианты команд: «В колонну (шеренгу) — становись»; «На месте (или «В обход налево») шагом — марш»; «На месте — стой, раз, два» и др. При этом дети данной возрастной группы должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему и способствуют различные игровые задания.