Организация обучения детей ОРУ в старшей возрастной группе (5-6 лет) имеет свои методические особенности:
1. Комплексы ОРУ направлены в основном на формирование у детей правильной осанки, которая во многом зависит от положения позвоночника и таза, обеспечивая выразительность движений:
а) если мышцы туловища развиты равномерно, и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц- разгибателей, то туловище и голова ребенка держатся прямо
б) ценность представляют эстетические свойства природной среды, в которой проходят занятия: эстетически выдержанные формы физкулыпурно-спортивного оборудования; художественное оформление зала, а также неподдельные чувства педагога, позволяющие ощутить ребенку всю заботу взрослого о его будущем здоровом физическом состоянии.
2. Общий смысл контроля за выполнением ОРУ состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса у детей.
3. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя, тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги.
4. Привычка ослаблять одну йогу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону.
5. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.
6. Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности и дисциплины, обеспечивая тем самым возможность воспитательных воздействий в плане развития и формирования личностных качеств: уметь подчиниться требованиям для всех одновременно начать и закончить упражнение, следовать определенному подсчету педагога или музыкальному сопровождению.
7. В этом возрасте у детей наиболее эффективно воспитываются самостоятельные умения и навыки (приносить, раздавать и убирать пособия), для чего, крайне важно, создавая различные ситуации по обслуживанию других детей и самообслуживанию.
8. Музыкальное сопровождение занятий способствует лучшему освоению движений в ОРУ
Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений.
В соответствии с характером музыкального произведения (энергичный, плавный и т.п.) движениями детей можно управлять так, чтобы они приобретали соответствующий характер.
При этом, педагогу необходимо помнить, что:
— движения детей становятся все более осознанными и носят, как правило, преднамеренный характер;
— у детей развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, выполнять самостоятельно его указания, сохраняя заданный способ;
— активно развивается познавательная сфера детей, они в процессе обучения начинают обращать внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе;
— во время объяснения у детей возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности его составных частей, они учатся постепенно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности;
— дети этого возраста начинают упражняться в движениях самостоятельно по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний педагога, пытаясь освоить то, что вызывает у них те или иные затруднения;
— при обучении основам техники движений в ОРУ, у детей данного возраста необходимо создавать представления о разнообразных способах движений, их назначении, сходстве и различиях в силе, скорости, направлении, характере, сложности и т.д.;
— детей следует приучать отвечать на вопросы педагога, анализировать простейшие движения, оценивать их качество, вычленять ведущие фазы, исправляя ошибки;
— особое внимание педагогу следует уделять развитию приоритетных (с точки зрения физиологической предрасположенности организма) психофизических качеств, особенно скоростно-силовых и ловкости в упражнениях и подвижных играх;
— фрагментарно (для выявления количественного и качественного результата движения детей) можно использовать и соревновательный метод, но обязательно через коллективные формы организации;
— совершенствованию процесса освоения детьми ОРУ способствуют возросшие в данном возрастном периоде функциональные возможности, а также приобретенный ими двигательный и социальный опыт;
— во избежание травм и взаимных помех, в тех случаях, когда ОРУ в положении сидя и лежа, выполняются при построении детей в звенья, педагогу целесообразнее повернуть их вполоборота направо или налево;
— если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья педагогу следует перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом для того, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди и могли его хорошо видеть;
— в целях проверки качества практических умений детей ориентироваться самостоятельно в пространстве, в рамках занятий ОРУ им можно иногда разрешать размещаться на площадке хаотично, создавая для этого игровую ситуацию:
Пример. «Давайте посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место на площадке?».
— для оптимального выполнения ОРУ в движении во время раздачи инвентаря (или пособий) детям данного возраста целесообразнее использовать самый рациональный способ
— их разбор по ходу, уча детей делать это, не замедляя темпа движения;
— для исключения скованности движений и развития координационных способностей при освоении детьми комплексов ОРУ с предметами (палки, обручи, кегли и т.д.) полезно обучать их разным хватам этих предметов (сверху, за середину, снизу и т.д.);
— самым характерным усложнением ОРУ в данной возрастной группе становится их выполнение под счет, что обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученное™ детей (счет должен быть ритмичным и фиксировать действие ребенка, особенно, при показе в процессе обучения);
На первом этапе нужно чередовать счет со словами- указаннями (…наклониться — выпрямиться… раз-два…);
— при обучении детей ОРУ предварительный показ целесообразнее осуществлять в сочетании с объяснением, используя следующий порядок:
а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность детей к действиям);
б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением;
в) подготовить детей к выполнению, называя детапи исходного положения:
Пример. «Исходное положение «Узкая стойка», руки — в стороны ладошками вверх…»;
г) обеспечить одновременное начало выполнения упражнения, командой «Упражнение, начи-най»;
д) упражнение следует начинать выполнять вместе с детьми, а после 2-3 повторений, дети продолжают выполнять его уже самостоятельно;
е) для одновременного завершения выполнения детьми упражнения перед последним повторением следует сделать акцент на счете «и, раз — два — три — закончши (или «стой»),
— темп счета зависит от характера двигательных действий.
Прогибы и повороты туловища в положении лежа на спине или животе, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные следует выполнять в медленном темпе;
— словесные комментарии (подсказки, советы, указания, оценки и т.д.), а также практическая помощь детям (поддержки, проводки и т.д.) должны вписываться в ритм и темп выполнения ими упражнений, не прерывая и, не останавливая остальных детей.