В физическом воспитании, спортивной тренировке используются две группы общепедагогических методов обучения: методы использования слова и методы наглядного восприятия.
Словесные методы
В физическом воспитании и спортивной тренировке многие общепедагогические и специфические функции преподаватель решает с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, проводит инструктаж, отдаёт распоряжения и указания, управляет учебно-практической деятельностью на занятиях, проводит беседы, оценивает результаты освоения учебного материала, проводит воспитательную работу и т.п. Применение общепедагогических методов зависит от возраста занимающихся, их подготовки, знаний и др.
Применяются следующие словесные методы:
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в подготовительной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. В начальной школе, особенно в 1-2 классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия — эпизоды последовательно развёртываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о двигательном действии. Описание предусматривает чёткое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается, главным образом, фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется приначальном обучении двигательным действиям, чтобы создать представление у занимающихся, как учащиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт, полученный ранее.
3. Объяснение. Это последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строго логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Для младших школьников объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.
5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимся после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляется анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определённой темы (проблемы).
7. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения зада- нияилисразужезанимвкраткойформеоцениваеткачествоего выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут отно- ситьсяковсемзанимающимся,коднойизгруппиликодномуученику.
Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
9. Распоряжения — это словесное указание преподавателя на занятии, даются для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения для подготовки мест занятий, уборки зала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Команда имеет определённую форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий, (например, «быстрее», «выше взмах», и т.п.) Указания чаще всего применяются в начальной школе.