Модели обучения дошкольников

Модели обучения. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим и даже ли­беральным. В зависимости от стиля формируется и модель обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического сти­ля взаимодействия воспитателя и детей складывается личностно- ориентированная модель. Перечисленные модели отличаются целя­ми, задачами, содержанием и методами обучения.

Долгое время в системе образования, в том числе дошкольно­го, господствовала учебно-дисциплинарная модель, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. От­личительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единооб­разие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводи­лось по единым программам, учебным планам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с само­стоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амо- нашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаи­модействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. лично­стное становление ребенка), обретение им самого себя как неповто­римой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начи­ная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитате­лю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каж­дый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совер­шенствования.

В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспи­тателя с ребенком своя педагогическая технология: переход от объяс­нения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель — помощник, советчик, старший друг.

Оставьте комментарий